С детства во многих семьях и учебных заведениях принято воспитывать и обучать детей в строгости.
Иногда даже в очень большой строгости.С преобладанием жёсткой критики и уничижительным указанием на слабые места и ошибки.
Когда я училась в детстве игре на фортепиано, меня всегда поражало такое явление:учительница перед тем как исправить какую-либо оплошность в игре, сначала повторяла мою ошибку, говоря с иронией, что так нельзя играть, потом показывала правильный прием, а затем вновь повторяла мою оплошность, подчёркивая:"Вооот!Не так, как ты коряво!"
Я вся сжималась, каменела и как-то оглушенно думала:
"А зачем она мне столько раз повторяет, как я НЕПРАВИЛЬНО играю???"
Подобное явление, я наблюдала и на занятиях у других детей, где иногда невольно присутствовала.
Очевидно, все это делалось с целью стимуляции на лучший результат.
Но почему именно в такой форме?
Ведь это воспринимается болезненно детьми.
Сильно бьёт по уверенности и самооценке.
- Пишешь, как курица лапой!
Ужасный почерк!
Не руки, а крюки!
- Память дырявая!Ну ничего совершенно не задерживается в этой голове!
- Тебя в команду не берём, слабовато бегаешь, и вообще тюфяк...Работай над собой.
Вот такие "ободряющие" авторитетные(ведь взрослые всегда правы!) послания звучат навязчивым фоном внутри маленького человечка.Частенько тяжеленным грузом придавливая к земле, лишая стимула и мотивации.
Такие замечания учат жёстко и агрессивно относиться к себе и другим.
Формируют недоверие к миру, кучу страхов и настороженность.
Потом человек вырастает и на подобные замечания окружающих, близких и не очень людей, реагирует агрессией, страхом, обидой.
Кто-то, в силу характера, может начать злобно огрызаться, а на кого-то наваливается апатия, и опускаются руки.
Каждый человек нуждается в поддержке, одобрении, похвале, признании его достижений и сильных сторон.
И правильная критика в истинном понимании, как средство улучшения, как средство стимуляции развития способна положительно мотивировать человека на прогресс.
Как же правильно конструктивно критиковать?
✔️Найти в предмете критики что-то положительное и постараться искренне похвалить.Т.е. сразу дать человеку одобрение и похвалу.
✔️В описании замечаний ограничиться двумя-тремя пунктами, давая точные формулировки, что именно изменить для улучшения.
✔️В завершении снова сказать что-то положительное, снова похвалить и одобрить.
Таким образом, конструктивный посыл, который был озвучен в середине, будет принят во внимание и применен.
Всегда нужно помнить, что подобная подача - это возможность кому-то стать лучше, это возможность настоящего развития и совершенствования.
Это ресурс и поддержка, которые так необходимы каждому из нас.