Найти тему
Дмитрий Петухов

УЗНАТЬ БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ. 5 ЧАСТЬ. Компьютеризованное будущее: искусственный интеллект и его роль в обществе.

3. Что будет с работой?

3.1.  Главное опасение, связанное с новыми технологиями, — даже не страх, что их можно обратить в оружие, а тревога за рабочие места. Каждый значимый этап промышленной, а затем цифровой революции сопровождался исчезновением ряда профессий, но с появлением ИИ страхи обостряются, ведь ИИ позиционируется как окончательный инструмент, который определяет будущее, то есть сдвиги произойдут более глубокие и с более серьезными последствиями, чем прежде. Они затронут не отдельные отрасли, а весь мир профессиональной занятости, чего не случалось прежде в истории человечества.

3.2.  Еще один страх связан с представлением об ИИ как замене человека. Появится умная машина, которая умеет делать все то, что делал водитель, менеджер, юрист, репортер или даже врач, переводчик, учитель. Что делать тем, кто потратил жизнь на получение образования, приобретение навыков, создание карьеры? И куда идти молодежи?

Автоматизация продаж и логистики уже охватывает большинство интернет-магазинов. Беспилотный транспорт — дело ближайшего будущего. Подбор документов, просмотр анализов и снимков, составление и перевод шаблонных документов, сортировка почты, тестирование знаний — все передается цифровым технологиям.

3.3.  Расхожие страхи устраняются фундаментальным соображением: ИИ работает не вместо человека, а вместе с ним. Это не самостоятельная сущность, а помощник, берущий на себя рутинные обязанности, чтобы с огромной скоростью и точностью выполнять задачи, компенсировать недостаток человеческих возможностей. Решение, что заложить в ИИ, как им пользоваться, какие действия предпринимать, всегда остается за человеком. Человек не устраняется, а, напротив, сможет достичь гораздо большего вместе с ИИ.

3.3.1.  Если компания воспользуется новыми технологиями, чтобы сократить служащих и продолжать предоставлять клиентам те же услуги, она окажется неконкурентоспособной рядом с компаниями, которые благодаря технологиям расширят спектр услуг и «очеловечат» их.

С внедрением автоматизированных колл-центров банки существенно увеличили количество филиалов, наняли больше сотрудников и вместо прежнего требования быстро и оперативно разбираться с клиентами, наоборот, ввели индивидуальное обслуживание с длинной и внимательной беседой.

3.4.  Но эти страхи справедливы в том смысле, что человек сможет работать только вместе с ИИ, то есть все те, кто не получит соответствующих навыков, окажутся за бортом. Каждому работнику, независимо от сферы его деятельности, придется разбираться в ИИ хотя бы на уровне пользователя, а для карьеры потребуется основательное знание законов и этики ИИ, понимание возможных сбоев, умение сохранять решение за собой.

Сопоставляя паттерны, ИИ определяет степень угрозы невозвращения займа. Служащий банка не может автоматически отсеивать клиентов с определенным уровнем угрозы, он должен понять, почему ИИ оценил угрозу именно так и сбудется ли угроза именно в этом случае — или можно найти индивидуальное решение.

3.5.  С появлением ИИ ряд профессий действительно исчезнет, но им на смену придут другие. Это напрямую отражается на образовании. Необходимо учить гуманитариев основам ИИ, а программистов и инженеров-робототехников — этике. Любому специалисту нужно понимать, как в его сфере может применяться ИИ и что требуется от него самого как от специалиста. Проблема заключается в том, что изменения происходят очень быстро.

По некоторым оценкам, 50% знаний, полученных на первом курсе, устареют к моменту получения диплома.

3.5.1.  Заполнять новые рабочие места предстоит не только новым специалистам, но и нынешним переобученным работникам. Конкурентоспособность в нынешнем мире и в наступающем будущем означает непрерывное обучение.

Предоставление дополнительного образования, тренингов, практики в смежных отделах становится одним из ключевых бонусов при выборе места работы.

3.6.  Стремительные перемены вынуждают пересмотреть не только формат образования и переподготовки сотрудника, но и формат найма на работу, требований к сотруднику, отношений между компанией и сотрудниками. Цифровые технологии уже позволили значительной части специалистов перейти на удаленные формы работы и фриланс, предполагается дальнейшее развитие фриланса он-деманд, то есть вместо постоянного контракта компании будут подбирать специалиста на договоре для конкретного проекта.

3.6.1.  Рост фриланса требует неотложных изменений социального законодательства, поскольку на данный момент фрилансеры недостаточно защищены социально, для них не предусмотрен бюллетень и оплата сверхурочных, неясно, кто будет выплачивать им пенсию. Новое законодательство должно и в социальной сфере, как и в сфере развития технологий, строиться на принципе совместной ответственности компаний и государства.

3.7.  Поскольку без владения новыми технологиями и компании, и работники оказываются неконкурентоспособными, основной социальной угрозой становится разрыв доходов между образованными и необразованными, развитыми и развивающимися странами мира. Международное и государственное законодательство должно быть направлено на обеспечение образования всем слоям населения и всем жителям Земли, а также на всеобщую доступность компьютерных технологий.

Microsoft настаивает на всеобщей доступности новых технологий и с этой целью проводит тренинги в том числе в сельской глубинке США и в развивающихся странах. Концепция «строительных блоков» (базовых функций, из которых пользователь сам собирает то, что ему нужно) также способствует демократизации ИИ и максимального приближения его к нуждам каждого человека.

Заключение

Предсказать все последствия развития ИИ невозможно, следует быть готовым к неожиданностям, продумывать необходимые поправки в законодательство, заранее готовить антидоты от преступной небрежности, мошенничества и более серьезных преступлений вплоть до терроризма, гибко менять систему обучения, постоянно уточняя список необходимых навыков, развивать систему социальной поддержки, глобальной доступности и инклюзии.

Появление новых технологий открывает небывалые возможности в всех сферах — медицины, образования, сельского хозяйства и промышленности. Становятся реальностью профилактика эпидемий; индивидуальная траектория образования; мониторинг здоровья с учетом генетических факторов; логистика, которая обеспечит интересы индивидуальных клиентов и вместе с тем убережет от дефицита. Одно из важнейших последствий — освобождение человека для собственно человеческих дел.

ИИ давно превзошел человека в IQ и совершенствуется в пассивном EQ, то есть распознавании эмоций. Но «спецификой человека» останутся такие свойства интеллекта, как креативность, сотрудничество, сложная коммуникация. Именно эти человеческие свойства будут наиболее востребованы в эпоху ИИ, и на них будет строиться образование и профессиональная ориентация.

Законы и этические принципы ближайшего будущего должны быть человекоцентричны: исходить из интересов человека, охранять его частную жизнь, обеспечивать равные возможности и социальную защиту, сохранять за человеком право и ответственность контролировать ИИ.

Не отрицая связанные с новыми технологиями проблемы и вызовы, команда Microsoft придерживается позитивного взгляда: совместная ответственность государств, компаний и частных лиц, продуманная политика, направленная на единство человечества и инклюзию, понимание способностей человека и способностей, которые он сам и вкладывает в машину, ведут нас в мир, далекий от апокалипсических сценариев фантастов — в привычный и обжитой мир, где мы уже и так находимся, но еще более соразмерный человеку.

Ну, а я не прощаюсь с Вами. А говорю Вам до скорой встречи на моем блоге. До волнующих моментов Нашей жизни))