Найти тему
1520. Все о путешествиях

Поезд «Гранд Экспресс» считается лучшим между Петербургом и Москвой. Я тоже так думал, пока не попал внутрь

Оглавление

Самым элитным поездом на направлении Петербург – Москва считается частный поезд №53/54 «Гранд Экспресс». Я решил проверить, отличается ли он в лучшую сторону от поездов ФПК и других перевозчиков. По итогу я понял: поезд хороший, но не лучший. Например, система управления климатом в купе организована ужасно, на завтраках экономят, а за туалетами не следят.

Поезд 53/54 «Гранд Экспресс» у платформы Московского вокзала в Петербурге
Поезд 53/54 «Гранд Экспресс» у платформы Московского вокзала в Петербурге

Обновление. Через несколько часов после публикации материала мне пришло сообщение от компании перевозчика, в котором они ответили на одну из претензий. Читайте дальше, чтобы узнать, как именно.

Между «Красной стрелой» и «Экспрессом»

Элитарность «Гранд Экспресса» заключается не только в обилии вагонов очень высоких классов обслуживания (здесь больше, чем в других поездах, СВ и люксов), но и в его расписании. Поезд отправляется с конечных незадолго до полуночи и прибывает в пункт назначения около 8-9 утра. Это где-то между «Красной стрелой» и «Экспрессом», то есть самыми престижными поездами направления. Это время считается самым удобным.

Уж не знаю, как перевозчику удалось «выбить» и сохранять за собой такую шикарную «нитку» (расписание). Сейчас, кстати, расписание поезда из Петербурга слегка подпортили. Раньше он шел стабильные девять часов, то есть отлично подходил для тех, кому нужно выспаться. Теперь время сократили до восьми с половиной часов. В обратную сторону так и осталось – 8:56.

Поезд 53/54 «Гранд Экспресс» с электровозом ЭП2К-231 у платформы Московского вокзала в Петербурге
Поезд 53/54 «Гранд Экспресс» с электровозом ЭП2К-231 у платформы Московского вокзала в Петербурге

Я ехал «Гранд Экспрессом» из Петербурга в Москву, и для путешествия выбрал купейный вагон – не самого дешевого класса, а с услугами.

Внешне поезд сохранил фирменную ливрею. После того, как в 2019 году у перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» сменился владелец, и он стал специализироваться на поездах в Крым, в составе «Гранд Экспресса» стали появляться обычные серые вагоны. Одно время даже плацкарт ставили! Это выглядело убого. Я рад, что сейчас все вагоны выдержаны в единой цветовой схеме, хотя многие скажут, что это не главное, но это влияет на восприятие поезда.

Купейный вагон поезда №53/54 «Гранд Экспресс»
Купейный вагон поезда №53/54 «Гранд Экспресс»

Между Москвой и Петербургом есть еще всего три ночных поезда, отличающихся по цвету от серо-красной стандартной ливреи РЖД – это «Красная стрела», «Экспресс» и «Мегаполис».

В дорогу под Первый канал

На входе в вагон пассажир может увидеть большие экраны, на которых можно прочитать, что входит в тариф.

Номерная табличка вагона №12 поезда №53 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва
Номерная табличка вагона №12 поезда №53 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва

Проводниц в моем вагоне было две. Одна проверила билеты, вторая обошла пассажиров после отправления поезда. Обслуживание было ненавязчивым, но в то же время предельно вежливым. Вечером пришли, объяснили устройство вагона, спросили, что принести на завтрак. О завтраке расскажу дальше.

Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»

В вагоне – классические купе на четыре места. Интерьер необычный, но мне очень понравилась эргономика. Полочки, крючки – все это очень удобно расположено. Никаких потайных ниш, где можно что-нибудь забыть. Никаких забитых сейфами зон, куда ничего больше не положишь, как в новых вагонах у ФПК. Все максимально продумано и удобно.

Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Купейный вагон фирменного поезда «Гранд Экспресс»

Телевизор с внешним динамиком – зло. Если в купе едут четыре человека, это может стать источником конфликтов. Но управление телевизором в «Гранд Экспрессе» реализовано лучше, чем в других поездах. С пульта можно выйти в меню и выбрать, что посмотреть. Есть полтора десятка телеканалов (они работают и во время стоянки, и при движении поезда), а какие-то записанные видео странного содержания («Конституционная юстиция в России», «Граффити Софийского собора в Великом Новгороде» и все такое прочее). Кроме того, есть раздел с информацией о поезде, а также можно подключить флэшку со своим контентом и смотреть видео про дворец в Геленджике.

Когда я ехал, по Первому каналу шел фильм про путешествие Владимира Познера и Ивана Урганта по Японии. Мне было любопытно – неужели в пути следования нормально будет показывать. И знаете что?! Идеально! И без помех.

Телевизор в купейном вагоне поезда «Гранд Экспресс»
Телевизор в купейном вагоне поезда «Гранд Экспресс»

Но будущее все равно за купе, где телевизоров либо нет (у всех же свои гаджеты!), либо просмотр возможен только в наушниках, как в «Сапсане», «Стриже» и т.д.

Немного о минусах

Обычно я обхожу стороной туалетную тему – чего уж там, все туалеты в поездах примерно одинаковые, но тут не могу молчать. На унитазе установлена современная система, позволяющая «присаживаться на чистое». Это когда из стульчака автоматически выезжает «свежий» полиэтилен. Зашел, нажал на кнопку, все обновилось. Отличная система, но только не работает. А что вместо нее? А ничего! Даже накладок нет. И это премиальный поезд!

-10

Кстати, на этот недостаток жалуются и в отзывах на «Гранд Экспресс» на сайте туту.ру.

«Второй раз ездили тем же номером вагона 11, все та же проблема со стульчаком в туалете. Автоматическая крышка сиденья унитаза с заменой одноразовой пластиковой пленки не работает, она не меняется при нажатии на кнопку. Думаю, проблема в самом устройстве, необходим ремонт», – писал пассажир Дмитрий, совершивший поездку 3 января.

Я ехал спустя две с половиной недели после Дмитрия, и не в 11 вагоне, а в 12-м, но все то же самое. К тому времени поломку не исправили.

Обновление. Через несколько часов после публикации материала мне пришло сообщение от компании, в котором показали, что и в 11, и в 12 купейном вагонах все исправлено и работает! Молниеносная реакция говорит в пользу перевозчика! Я приятно удивлен.

Теперь еще об одной странности. В «Гранд Экспрессе» реализована система управления климатом в купе. В изголовье одного из «нижних» пассажиров есть кнопка включения дополнительного отопления. В изголовье другого «нижнего» пассажира есть кнопки, с помощью которых можно открыть или закрыть вентиляцию. Поскольку я ехал один, то мог оценить, как это работает.

Кнопка управления отоплением в вагоне поезда «Гранд Экспресс»
Кнопка управления отоплением в вагоне поезда «Гранд Экспресс»
Кнопка управления вентиляцией в вагоне поезда «Гранд экспресс»
Кнопка управления вентиляцией в вагоне поезда «Гранд экспресс»

Если вентиляция открыта, то сверху дует будь здоров! Она работает на максимуме. Думаю, если бы со мной ехали пассажиры верхних полок, то им было бы холодно, и они просили бы все выключить. Даже мне внизу в какой-то момент под одеялом стало холодно, и я встал и выключил обдув (кнопка находилась в изголовье нижнего места напротив). Однако если вентиляцию выключить, то довольно быстро в купе становится душно.

При полной загрузке пассажирам на верхних полках может дуть, но чтобы включить вентиляцию, им нужно будет спуститься вниз или разбудить одного из нижних пассажиров. Однако даже если это получится, то быстро снова станет жарко. При всем этом другой нижний сосед может управлять печкой независимо от всех остальных. Перемудрили.

Вентиляция должна работать постоянно, но при этом умеренно. Среди отзывов на туту.ру также есть несколько замечаний на тему климата.

«Минус: ночью очень-очень жарко и душно, кондиционер либо вообще не работал, либо очень слабо (про кнопки справа знаю)», «Вентиляция работала только при быстром движении поезда. При медленном движении поезда и на остановках дышать было нечем. В остальном все понравилось», – пишут пассажиры.

Нелюбимый ребенок в семье?

Утром примерно за полчаса до прибытия принесли на завтрак кашу в стакане и зеленый чай в кружке из Икеи (на завтрак можно было выбрать овсянку на воде или молоке или сэндвич, а также чай или кофе).

Овсянка и зеленый чай на завтрак в купейном вагоне «Гранд Экспресса»
Овсянка и зеленый чай на завтрак в купейном вагоне «Гранд Экспресса»

В целом, завтрак, конечно, здесь выглядит лучше, чем в большинстве поездов ФПК, где дают только пряник или какой-нибудь холодный сэндвич. Но если сравнивать его с завтраками в поездах «премиального» сегмента («Красная стрела» и «Экспресс»), то там завтраки поинтереснее.

Еще один любопытный момент. В рекламных материалах поезда есть информация о том, что у «Гранд Экспресса» своя бонусная система: чтобы получить карту, нужно обратиться к проводнику. Но у проводника ничего нет, они отправляют за информацией на сайт. Но и на сайте поезда нет никакой информации. Так что баллы за поездку нельзя получить ни на «РЖД Бонус», ни где-либо еще.

В общем, кажется, поезд все еще является премиальным по инерции из прошлого. Ему многое можно простить за хорошее расписание и нормальные вагоны, но недостатков тоже достаточно. Видно, что с поездом не работают. Возможно, это связано с тем, что новые владельцы сосредоточились на крымских поездах, а флагманский «Гранд Экспресс» стал для них «нелюбимым ребенком в семье». Тем не менее, я оценил бы этот поезд на «твердую четверку» (после того, как мне прислали видео с пленкой на стульчаке – на «четыре с плюсом», это важно, что здесь работают с обратной связью).