Ни в одном из описании биографии уважаемого мастера боевых искусств и актера Юй Чэнхуэя (于承惠 , 1939-2015), нет того, что могло бы рассказать о его борьбе или деятельности во время Культурной революции. Однако даже беглый взгляд на хронологию его карьеры предполагает, что эти события оказали заметное влияние на его развитие как мастера боевых искусств.
Социальные основы традиционных китайских боевых искусств претерпели серьёзное разрушение в эпоху строительства развитого социализма, которая последовала за освобождением материкового Китая в 1949 году. После того, как социальное и экономическое устройство Китая, которое поддерживало и продвигало эти боевые системы, было разрушено, традиционная практика народных боевых искусств начала исчезать с удивительной быстротой. Недавно созданная структура так называемого ушу (спортивное ушу или гимнастика ушу), созданная и спонсируемая государством, включая организацию региональных турниров, местных и провинциальных команд, росла в течение 1950-х и 1960-х годов. Тем не менее, эти спонсируемые государством организации также столкнулись с проблемой легитимности во время последовавшим за этим периодом разрушения (Культурная революция).
Реальное влияние Культурной революции на выживание и развитие китайских боевых искусств - гораздо более сложный предмет, чем может показаться на первый взгляд. Народные боевые искусства исчезли, не вызвав столь сильного протеста, в значительной степени потому, что были созданы новые социальные институты, которые обеспечивали многие из тех же гарантий, что и ранее. Поэтому оставаться в положении благосклонности к коммунистической партии было ключом к сохранению доступа к жизненным благам и пользованию безопасной и относительно стабильной жизнь после 1949 г.
Культурная революция была настолько разрушительным событием именно потому, что она сосредоточила свои атаки не только на сферах традиционной китайской культуры. Развязав руки созданным отрядам Хунвейби́нов, они также обратили свое внимание на многие из недавно созданных социальных институтов. Многие мастера боевых искусств в полной мере на себе ощутили эти репрессии, вследствие чего их позиции были существенно подорваны во время потрясений Культурной революции. Однако, что бы не исчезнуть бесследно многие из них начали активно реформировать свои социальные структуры и восстанавливать свои методы (передачи знаний и тренировочные методы). Индивидуальные и частные методы обучения, которые были раньше и забытые на время социальных реформ и потрясений снова выглядели возможной стратегией выживания.
В то же время, когда официальное спортивное ушу стало общественно-популярным, незаметно закладывалась почва для взрыва интереса к древним историческим и народным стилям Китая. Таким образом, в некотором смысле, запрет на традиционное ушу и продвижение его выхолощенной копии стало новой предтечей к всплеску нового интереса по отношению к собственной традиции.
Также интерес подогрел значительно бурный рост активности популярности на западе фильмов о китайском #кунг-фу. Получилась ситуация, когда во всём мире гремело название "кунг-фу", а в самом Китае оно было подавленно и уничтожено. Естественно, ситуация начала быстро меняться что и привело к «Лихорадке кунг-фу», охватившей Китай в начале 1980-х.
Эти крупномасштабные политические и социальные сдвиги на первый взгляд могут показаться незначительными в жизни Мастера Юй Чэнхуэя, но, как мы увидим, они помогли сформировать исторический плацдарм, на котором смог проявиться его боевой гений.
Юй Чэнхуэй родился 16 августа 1939 года в г. Пэнлае, провинция Шаньдун. Портовый город на побережье Тихого океана, это была та среда, которая могла питать мечты о странствующем рыцаре (у-ся). Когда-то город был укрепленной военно-морской базой и по праву славился своими каменными башнями и стенами, а также своими историческими дворами и садами. Он даже был родиной для прославленного «строителя стен» и новатора в боевых искусствах генерала Ци Цзигуана. Который был известен как своими работами по расширению Великой китайской стены в эпоху Мин, так и тем, что публично выступал за использование кулачных методов (цюань фа) в качестве учебного инструмента в китайских вооруженных силах. По этим причинам, а также за его прекрасные виды, город Пэнлай был чем-то вроде туристической достопримечательности более 500 лет до рождения Юя.
Однако отец Юя был вынужден покинуть этот район и бежал на Тайвань, когда его сын был еще очень молод. И это так или иначе изменило судьбу Юя. Мальчика отправили в Циндао (другой прибрежный город в Шаньдуне), где его отправили работать на местную ферму. Там он рано проявил интерес к боевым искусствам, и деревенские старейшины разрешили ему начать формальное обучение. В статье в выпуске журнала "Kung Fu Tai Chi" за 2012 год господин Юй заявляет, что его первыми учителями были Ли Шуцзан и Хун Цзюньшэн. Последний, похоже, давний ученик Чэнь Факэ, который недавно переехал в Шаньдун после того, как наступили тяжёлые времена. Юю было 11 лет, когда он начал свое формальное обучение (вероятно, где-то в 1950 году). Вскоре после этого он был принят в качестве ученика в любительскую спортивную школу Циндао, где он изучал боевые искусства в недавно появившемся направлении ушу.
С юных лет Юй проявил большие способности в своём новом деле. В 1959 году он выиграл чемпионский титул на региональном мероприятии по ушу, проведенном в Циндао, после успешных соревнований в четырех категориях. Его выступление на этом мероприятии привело к ряду продолжений и в 1960 году он принял приглашение поступить в Шаньдунский спортивный университет и присоединиться к профессиональной команде ушу Шаньдуна.
Согласно рассказам, именно в этот момент Юй начал проявлять устойчивый интерес к различным стилям двуручных мечей (шуаншоу цзянь / 双手剑). В то время в ушу не было соревнований с двуручными прямыми мечами (шуаншоу цзянь / 双手剑). Однако в течение некоторого времени длинные сабли и, в меньшей степени мечи были объектами периодического восхищения в китайских боевых кругах. Один из таких всплесков произошел ещё в эпоху Республики, когда ряд мастеров боевых искусств начали пересматривать длинное оружия шуаншоу цзянь (双手剑), в значительной степени забытое оружие уже на тот момент.
Этот интерес был особенно заметен в провинции Шаньдун. Местные традиции кулака богомола имели в своём арсенале ряд стилей и методов с использованием длинных мечей.
Исследуя историческую подоплеку этого оружия, Юй утверждает, что он изучал классические произведения Чэн Чжунъю, ведущего писателя о боевых искусствах эпохи Мин и записывающего метод Шаолиньской палки. Чэн также писал о двуручных саблях (тема приобретает все большее значение в связи с внезапным появлением большого числа японских пиратов вдоль прибрежных водных путей Китая). В своем обсуждении длинного двуручного оружия он заявил, что шуаншоу цзянь (双手剑) вышла из употребления после династии Тан. С этого момента и далее его метод был «потерян».
Работы Чэна впоследствии были переизданы в эпоху Республики. Возник вопрос:
Можно ли заново открыть и восстановить утерянные методы использования двуручного меча эпохи Тан?
Интерпретация мастера Юя методов шуаншоу цзянь (双手剑) развивалась постепенно. Начало 1960-х было временем больших и малых взлетов и падений в его карьере. В 1963 году он завоевал высшие награды в традиционном направлении соревнований в форме #таолу цзуй цзянь или пьяный меч. К сожалению, позже в том же году он повредил ногу на тренировке. Не получив своевременной медицинской помощи, ему сообщили, что его травма фактически положит конец любой надежде на получение средств к существованию в практике боевых искусствах.
После этого удара мастер Юй устроился на работу на фабрику и попытался сосредоточиться на задаче выздоровления. Хотя ему сказали, что он больше никогда не будет соревноваться, он всё же сохранил интерес к боевым искусствам, продолжая свои собственные исследования и налаживая контакты с другими практикующими мастерами. Мастер Юй провел около десяти лет вдали от официального сообщества боевых искусств.
Однако всё так обернулось, что через несколько лет после травмы ноги мастера Юя, разразилась Культурная революция, значительно усложнившая социальный климат для практики традиционных боевых искусств. Это не означает, что в этот период прекратилась всякая практика. На самом деле произошел всплеск активности и формирование внутренних связей, поскольку народное боевое искусство начало восстанавливать себя. Многие известные мастера того времени продолжали тренироваться и встречаться тайно в усиленном режиме. Таким образом запрет привёл к некому внутреннему усилению. Хотя и делалось всё это в строжайшей тайне.
К первой половине 1970-х годов нормальная жизнь стала постепенно восстанавливаться. Смерть Линь Бао в 1971 году ознаменовала конец активной фазы Культурной революции, и тенденция к восстановлению усилилась в 1976 году с арестом "Банды четырех". Большинство историков считают, что в этом году культурная революция фактически закончилась. Тем не менее, конец одной эпохи ознаменовал рождение другой. Все чаще люди стали смотреть в прошлое, пытаясь спасти и переоценить культурное наследие прошлого.
Это была широко распространенная тенденция, наблюдаемая во всем китайском обществе. В конце 1970-х - начале 1980-х годов университеты запустили ряд проектов, направленных на документирование сохранившихся национальных традиций боевых искусств страны. Это было в разгар этого коллективного стремления вернуть прошлое, что создало отличные предпосылки для восстановления методов в том числе и шуан шоу цзянь.
В это время мастер Юй провел 14 лет, изучая соответствующие методы и исторические материалы по использования шуаншоу цзянь. Его форма было почерпнута в основном из подходов в использовании шуаншоу цзянь во времена поздней эпохи Цин и Республиканского Китая. Действительно, при попытке «воскресить» утерянный метод в отсутствие подробных руководств, было мало других источников, на которые можно уверенно опираться. Тем не менее мастер Юй, похоже, был полон решимости предложить полное и глубокое исследование проблемного вопроса по воссозданию древней техники шуаншоу цзянь, опираясь на своё собственное исследование, создавая новый метод длинного меча фактически с нуля. Мастер Юй разработал уникальный образец движений, который формирует технику фехтования с шуаншоу цзянь. Его вдохновение пришло с окончанием Культурной революции. Описывается такая история. После возвращения с просмотра кинофильма с женой в ночь на 15 сентября 1975 года разразилась сильная гроза. Когда пошел дождь, Юй заметил богомола (тотемное насекомое для большей части традиции боевых искусств в провинции Шаньдун) и наблюдал за тем, как он реагировал на натиск больших дождевых капель. В результате было у него было прозрение, момент внезапного просветления и осознания техники шуаншоу цзянь (双手剑). Той ночью он завершил свою теперь уже знаменитую форму длинного меча.
Впоследствии он записал свои мысли в классическом китайском стихотворении под названием «Освоение фехтования». В своей статье для журнала "Kungfu Magazine" Юй назвал это поворотным моментом в творчестве своей жизни.
Тем не менее, метод шуаншоу цзянь соответствует основному определению «изобретенной традиции». Его явная цель заключалась не только в том, чтобы улучшить другие формы длинных мечей, которые были распространены по всему региону в период Республики. Скорее всего он стремился восстановить полный метод владения шуаншоу цзянь, который был утрачен после династии Тан. Не имея письменных руководств, на которые можно было бы положиться, он был вынужден просматривать множество других видов документов, артефактов и все еще существующих методик работы с длинным мечом. Тем не менее, решающим фактором, был его собственный боевой гений. Элементы его личного искусства и хореографии, с годами появлялись во все большем количестве движений в его исполнении формы с шуаншоу цзянь (双手剑).
Тем не менее, реальное препятствие при восстановлении «утерянной техники» состоит в том, чтобы убедить других принять ее как таковую (т.е. той, которая была утеряна). Господин Юй добился замечательных успехов в этом, но этот процесс был далеко не простым. Он провел следующие несколько лет, демонстрируя и продвигая свой новый метод и вызывая энтузиазм у тех, кто видел его выступления. В 1979 году он опубликовал книгу под названием «20 методов шуаншоу цзянь». Интересно, что текст был написан рифмованными классическими китайскими речитативами, во многом как классическое руководство по владению мечом эпохи Мин.
В том же году ему предложили должность тренера команды ушу г. Нинся. Мастер Юй использовал эту возможность как базу для совершенствования и популяризации публичного исполнения своего метода длинного меча. И когда судьи на региональных соревнованиях отказались разрешить участникам соревнований выполнять свою новую форму на том основании, что «такого оружия не существует», мастер Юй лично вышел на ковёр и устроил демонстрацию, чтобы лично убедить их в обратном. Именно во время одного из таких выступлений с заимствованной японской катаной на региональном турнире по ушу мастер Юй был впервые замечен двумя режиссерами которые как раз искали актеров мастеров на разные роли в новом фильме под названием «Храм Шаолинь». Когда к нему подошли, Юй согласился явиться и продемонстрировать некоторые из своих форм с длинным мечом. В то время он не подозревал, что его жизнь снова вот-вот изменится. "Лихорадка кунг-фу", которую развяжет этот фильм, остается уникальным феноменом в современной китайской общественной культуре. Роль Юя в роли злого правителя против Ли Ляньцзе (который впоследствии стал всемирно известным актёром по имени Джет Ли), наряду с его последующими ролями в двух сиквелах "Храма Шаолинь" сделала Юй звездой фильмов, которых еще не было в Китайской Народной Республике. Он также распространил изображения его любимых длинных мечей среди зрителей, чем придал ещё большую популярность искусству шуаншоу цзянь (双手剑).
С этого момента форма меча Юя стала регулярной в исполнении и общепринятой особенностью соревнований по ушу, а сам мастер регулярно появлялся в мире кино, а затем и на телевидении. В течение следующих трех десятилетий Юй лаоши будет участвовать в больших проектах каждые два или три раза в год. С начала 2000-х он все больше обращал свое внимание на телесериалы в стиле У-ся, в том числе на произведения по невероятно популярным романам Джин Ёна. Интересующиеся Вин Чун, могли заметить, что в 2008 году он сыграл Ип Мана в сериале "Легенды Брюс Ли".
В то время как работа Юя с мечом была культовой, среди кино- и телезрителей его, пожалуй, легче всего узнать по его бороде. Юй, как известно, отказывался брить ее, даже когда различные режиссеры просили его об этом. Сообщается, что он сказал, что отказался сбрить бороду, потому что надеялся, что однажды к нему подойдет режиссер, который захочет, чтобы он сыграл роль Чжоу Дуна, которого помнят как человека с очень красивой белой бородой.
Исторического Чжоу Дуна помнят как легендарного наставника Юэ Фэя по стрельбе из лука. Уже одно это сделало бы его достойным почитания, но значение Чжоу значительно расширилось в китайской художественной литературе о боевых искусствах. В ряде работ он превратился из простого стрелка из лука в наставник мастера различных видов боевых искусств, никогда не упомянутых в исторических записях. Точно так же рассказчики эпохи Республики и более поздние романисты резко расширили сферу художественных рассказов, в которых можно было найти Чжоу. В конце концов, его даже стали рассматривать как инструктора ряд героев, популяризированных изданием Water Margin. Интересно, что Юй также идентифицирует Чжоу как фигуру, связанную с персонажами этого классического романа.
Можно думать, что, обратив внимание читателя на Чжоу Дуна, высокообразованный Юй приводил аргументы в пользу своих собственных боевых идеалов. В своей жизни он также стремился сбалансировать боевое искусство и гражданское, как в своих профессиональных исследованиях, так и в своих творческих поисках (как плодовитый поэт и каллиграф). Как и мастер Чжоу (который был известен своими формами копья), Юй также создал что-то новое с явной целью восстановления элементов более славного прошлого. И хотя зрители видели Юя в первую очередь как исполнителя ролей мастеров боевых искусств, кажется вероятным, что он хотел, чтобы его запомнили как человека, который сохранил боевые традиции Китая, выступая в качестве наставника для подрастающего поколения. Хотя мастер Юй никогда не имел возможности сыграть Чжоу на экране , он воплотил многие ценности (боевые и гражданские), связанные с его литературным героем, в повседневной жизни.
Источник: https://chinesemartialstudies.com/
P.S. Немного дополнительных материалов:
- У нас мастер Юй Чэнхуэй стал известным главным образом после показа фильма из трилогии "Храм Шаолинь" - "Северный и Южный монастырь Шаолинь" (Нань бэй шаолинь сы) в роли злодея Хэсо.
2. Один из лучших фильмов в стиле у-ся: "Боец с Жёлтой реки".
3. Ссылка на весь список фильмов с участием мастера Юй Чэнхуэя
4. Фото с мастером Юй Чэнхуем