Найти в Дзене
JAZZIST

Альбом дня: DogOn «Floater» (Double Moon Records, 2021)

Швейцарское джаз-роковое трио, дважды посещавшее Россию с концертными турами в 2017 и 2019 годах, выпустило в январе свой второй диск. Пожалуй, это тот случай, когда принципиальных отличий от первого почти нет: «Floater» (2021) выдержан в той же самой стилистике, что и «Rotten Rainbow Rollercoaster» (2017), и не преподносит крупных сюрпризов.

Однако именно в этой стабильности, по-швейцарски основательной и неторопливой — главное достоинство того, что делает коллектив с годами. 

Титульная пьеса, открывающая альбом, иллюстрирует характер DogOn лучше всего. Первые же секунды, вводная часть, зудящий, передергивающий чес Тобиаса по полуприжатому хай-хэту, звенящие и читающиеся каждой своей струной гитарные аккорды Эрика, насупленно бубнящий бас Томаса — и вы уже понимаете, что альбом будет классным, по-детски чистым, не несущим никакого негативного подтекста. Проведение темы гитарой, намекающее на будущие звуковые красоты, перепасовка между инструментами — и внезапно уносящееся в стратосферу соло, сочное, масляное и медовое, совершенно не стесняющееся своего пафоса, сочащееся оптимизмом и радостью от того, что происходит.

Основатели DogOn на момент появления группы были уже далеко не восторженными юношами, имели опыт работы в самых разнообразных джазовых и поп-коллективах и в свой «космический джаз-грув» (именно так!) окунулись с полным пониманием того, что и зачем хотят делать. Гитарист Эрик Хунцикер уверенно заявляет сегодня, что для всех троих участников именно этот состав — главный среди нескольких, в которых они играют. И если на первый взгляд может показаться, что выбранное ими направление весьма популярно и исхожено вдоль и поперек, то со временем начинаешь понимать, чем DogOn всё-таки отличаются от собратьев по жанру.

Это отличие — не в продуманности, не в концептуальности и даже не в железобетонной уверенности в себе. Ключевая характеристика DogOn — это спокойная, расслабленная искренность музыкантов, их гармоничное ментальное здоровье, полная способность, готовность и право кайфовать от своей музыки, никому ничего не доказывая. Каждого по отдельности вполне можно назвать виртуозом, от каждого можно ждать взрывных и вычурных соло. И однако, трио чем дальше, тем больше утверждает слушателя в мысли, что здесь играют коллективную, а не соревновательную и не выставочную музыку. Барабанщик Тобиас Хунцикер (однофамилец гитариста, не имеющий с ним родственных связей) в других своих проектах запросто может наворотить такого, что впору прослушивать запись на замедленной скорости, чтобы разобраться в деталях. Басист Томас Тавано уже одним своим звучанием однозначно дает понять любому хоть сколько-то разбирающемуся в музыке специалисту: этот человек, если надо, сумеет уйти в невыносимый слэп и долгую демонстрацию ловкости рук. Однако оба не то чтобы даже сдерживаются, но с какой-то очень симпатичной скромностью работают на команду, не заставляя слушателя с опаской ждать того момента, когда Большие Мастера наконец-то перестанут играть ровно и начнут ломать ритмы, гармонии и структуру Вселенной.

Что до гитариста Эрика Хунцикера, которому вроде бы положено в таком составе быть основным солистом, то он ненавязчиво напоминает всем, что можно, разумеется, бесконечно совершенствоваться в беглости пальцев и стирании медиатора о струны на скорость, — но никуда не исчезла с годами и возможность играть аккордами. Именно этот гитарный звук делает всю картину «Floater», придает альбому притягательную юношескую прямоту и свежесть, которой невозможно противостоять. Там, где двадцатилетний музыкант начал бы искать смысл жизни с помощью двуручного тэппинга и ухода в ультразвук, Эрик остается верен аккордам. В проведении мелодии у него постоянно звучат несколько струн, порой открытых или приглушенных, но его сольная линия — это тоже совокупность как минимум двух-трех нот, звучащих одновременно. В аккомпанементе, бриджах, в поддержке солирующих партнеров его игра — это щедрая россыпь сложных, провокационных риффов, это словно видимая на слух агрессивно-размашистая игра правой рукой наотмашь, это наваленные друг на друга грудой флэнджеры, гармонайзеры, педали-«квакушки» и все прочие хитрости гитарной обработки, характерные скорее для девяностых, если вообще не для восьмидесятых. И это та прекрасная «грязь», порождаемая постоянным движением пальцев при построении аккордов, те прекрасные странные обертона и шумы, без которых самая виртуозная музыка обычно кажется холодной и выхолощенной. Хунцикер привносит в игру самое настоящее дыхание своей собственной молодости — тот джаз-рок, который еще хотел быть стадионным рок-н-роллом.

Да, тут будет и «Carbon Chauvinist», где ритмические решения не так прямолинейно-притягательны. Но будет и, например, «Devil’s Choice», вступление к которой наверняка могло бы войти в какой-нибудь список лучших гитарных риффов всех времен и народов, случись коллективу появиться в Англии и в шестидесятых. Не верите? Сравните его со стартовым риффом, сыгранным Паем Хастингсом на альбоме «For Girls Who Grow Plump In The Night» группы Caravan. Это очень разная музыка, и DogOn не цитирует и не заимствует. Но говорит со слушателем на том же мета-языке, с тем же благородно-грязным гитарным звуком и той же уверенностью в себе. В этом смысле DogOn, наверное, не повезло: группа появилась во времена, когда джаз-рок для кого-то уже в безнадежном прошлом. Но штука в том, что, в отличие от многих корифеев жанра, DogOn можно услышать вживую в самом расцвете сил. И звучать коллектив при этом будет искренне, честно, по-хорошему нагло — а в его музыке будет не столько драйв, грув и синкопа, о которых так часто говорят слишком молодые и слишком старые, сколько чистый, полный силы и счастья полет.

Юрий Льноградский

*Партнерский материал