После разговора с сыном Григорий Филиппович решил немного прогуляться на свежем воздухе. Уже начало смеркаться.
На улице к нему подошла соседка по этажу Мария Степановна. Одинокая женщина уже три года как была на пенсии, но примеру многих молодых пенсионеров не последовала. Работать «на дядю» Мария Степановна больше не собиралась. После выхода на пенсию она уволилась с работы и вплотную занялась любимым делом — вязанием, и даже открыла свой блог на Яндекс.Дзене, где собрала вокруг себя не одну сотню поклонников и близких по увлечению людей. Григорий Филиппович симпатизировал женщине с того момента, как они оба получили квартиры в одном доме. А после смерти жены соседа, Мария Степановна стала чаще уделять ему внимание, заводя порой при встрече ничему не обязывающие душевные разговоры.
— Здравствуй, Гриша. Чего такой грустный? Случилось что?
— Здравствуй, Мария. Да надоела такая жизнь! Невестка каждый день мне «сюрпризы» преподносит.
— Ты ещё терпеливый оказался, — сделала то ли комплимент, то ли упрёк соседка. — Живёте в теснотище. Я б уже своих давно выгнала.
— Знаешь, Маша, я не привык выносить ссор из избы, но как раз сегодня моё терпение закончилось. Вот не знаю, что мне делать. Работа у Серёжки низкооплачиваемая, снимать жильё им не с руки, ипотеку не дают пока. Сам не знаю, чего жду...
— А что, невестка-то твоя совсем уж, прям, такая плохая?
— Ну, не переношу я её, понимаешь? Раздражает. Она ведёт себя так, как будто я у неё живу, а не она у меня.
— А сын что говорит? Ты с ним обсуждал эту проблему?
— Обсуждал. Он отвечает мне всегда одно и то же: да, папа, хорошо, папа, а толку никакого, — тяжело вздохнул Григорий Филиппович. — Понимаешь, Маша, больше всего мне обидно за то, что я, профессиональный педагог, не могу наладить отношения с собственным сыном, а уж тем более — со снохой. В институте меня молодёжь слушает и уважает, а дома вот... Я, вообще, думал, что поживут они год да разойдутся. Не пара она ему. Ну, терпел, сколько мог... А тут эта крышка от кастрюли!.. Сергей даже не внял моим словам, перевёл все в шутку.
— Понятно. А, по-моему, он прав. Не стоит зацикливаться на мелочах, — рискнула пойти против взглядов Григория Филипповича Мария Степановна. — Так ведь, Гриша, и инфаркт можно схлопотать.
— Какие все умные стали... на словах. Для меня это не мелочи.
— А по-другому никак. Либо ты находишь общий язык с невесткой, либо всё закончится плачевно... для тебя — в первую очередь.
— Я уже пытался, Маша, — повысил голос Григорий Филиппович, — но все становится только хуже. Я знаю, что Анжела настраивает Сергея против меня, не раз слышал их разговоры.
— Гриша, ты меня, конечно, извини, но со снохой ты разговариваешь таким же тоном, что и со мной сейчас?
Возникла пауза.
— Я на нее не кричу, разговариваю нормальным, культурным языком.
— По-моему, я её понимаю, — сделала вывод Мария Степановна. — Девушка может воспринимать твою интонацию, как элемент высокомерия и, естественным образом пытается защищаться, противостоять. Более того, она хочет и перед мужем выглядеть, как достойная жена, хозяйка. Предоставь всё хозяйство ей, Гриша, а сам займись своей жизнью.
— Всё хозяйство? Ей? — выпучил глаза Григорий Филиппович. — Знаете что, Мария Степановна?! Вам ли меня учить?! — Сказав эти слова, мужчина продолжил прогулку в одиночестве.
***
Григорий Филиппович проворочался всю ночь, так и не сомкнув глаз. Вспоминались последние разговоры с Анжелой, Сергеем, Марией Степановной. Мужчина не мог определиться, что ему делать дальше, как поступить в данной ситуации.
В итоге, успокоившись, под утро он принял решение сбавить обороты и последовать совету соседки. В конце концов, он не железный, чтобы все тянуть на себе и контролировать каждый шаг молодых.
Григорий Филиппович услышал, как проснулись его сноха и сын. На кухне зашипел электрический чайник, а в ванной — упругий душ. Надев на себя халат, мужчина прошагал на кухню, чтобы ободриться кофейным напитком. Там уже во всю орудовала Анжела, стараясь ничего не забыть, чтобы её муж был собран.
Помня о том, что сегодня он намерен стать другим, Григорий Филиппович обратился к невестке:
— Анжелочка, а можно тебя попросить организовать мне кофе?
От такой неожиданной просьбы девушка даже обернулась и уставилась на свёкра круглыми глазами.
— Но вам нельзя, Григорий Филиппович. Вы же сами говорили...
— Сегодня можно, — мягко перебил Анжелу Зущик-старший.
— А чего так?
— Ну, мне врач сказал, что по утрам можно.
— Конечно, сейчас налью. — Казалось, все, что до этого делала девушка, было отложено на потом. И в первую очередь она занялась приготовлением напитка для свёкра. Григорий Филиппович испытал некую заботу о себе. Ему вдруг стало приятно. — Сколько сахару?
— Оставь, я положу сам.
Из приёмника еле слышно звучал знакомый мотив песни. Видимо, Анжела предусмотрительно убавила громкость, чтобы не беспокоить свёкра. Надо же, он даже на это обратил внимание!
— Пожалуйста, — Анжела поставила чашку напротив.
— Благодарю. Анжелочка, музыку можешь прибавить. Позитивное настроение с утра никому не помешает, верно.
— Что это сегодня с вами, Григорий Филиппович? Ой, ложку забыла дать, простите.
— Всё нормально, дочка. Ты молодец.
После душа к столу присоединился Сергей.
— Я смотрю, вы сегодня прям воркуете, — похвалил он присутствующих.
— Так, вы завтракайте, а я пока пойду накрашусь, — сказала Анжела и покинула мужчин.
— Пап, ты же не любишь Анжелкин кофе, — поинтересовался Сергей.
— Не люблю.
— А чего тогда пьёшь?
— Вам пример подаю.
— Какой пример?
— Что не сделаешь ради мира в семье. Ты не представляешь, чего мне это стоит. Я ведь так устаю на работе, и здесь еще театр приходится разыгрывать. А всё ради тебя, сынок...