Найти в Дзене

Технология продуктивного чтения в начальной и основной школе. 2 часть.

Оглавление
Из открытых источников.
Из открытых источников.

1. Этап.

Прогнозирование предстоящего чтения (самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделения от героев.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. ЭТАП.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение - слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств - на выбор учителя).

2. Перечитывание текста. Медленное, вдумчивое повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.) Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение (при необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка обобщающих вопросов.

3. Этап.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формирование основной идеи текста (совокупности его главных смыслов).

2. Знакомство с писателем. Рассказ взрослого о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на определенную сферу читательской деятельности учащихся, эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Разные виды текста читают по - разному!

Виды чтения.

ПРОСМОТРОВОЕ.

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение читать его дальше или нет.

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения, ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

  • чтение по абзацам
  • графические пометки

ИЗУЧАЮЩЕЕ

Цель: проникновение в смысл. Через анализ текста, понимания всех уровней текстовой информации.

  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста

И.В.Кузнецова, методист, автор учебников и учебных пособий.