Такие большие машины встречаются практически на каждой стройке глобального масштаба, которые были и есть в нашем мире начиная с 1980-х годов. Caterpillar D10 – гигантский трактор весом в 100 тонн, признанный одним из самых тяжелых тракторов в мире на сегодняшний день. Его эксплуатируют и в наши дни.
В течение 22 лет этот трактор находился на стадии разработке и только потом появились первые образцы. Сама концепция этого гигантского трактора начала вырисовываться еще в 1955 году, но эту дату не принято брать в расчет, т.к. проектировали трактор на уже существующей тогда модели – мощном бульдозере D 9. Когда стало понятно, что создать что-то новое на базе старого у инженеров не получится, они принялись проектировать новый трактор с абсолютного нуля. Это пришлось на даты 69 года.
Спустя 4 года, было собрано несколько образцов, часть которых передали на испытания строй подряду на объекты., а другая часть ушла на испытательный полигон при заводе.
Все машины практически в одно время вышли из строя из-за возгорания в моторном отсеке. Причиной, почему первые тракторы загорелись на испытаниях, стало сильный перегрев турбины. Тогда стояла только одна турбина, на которую приходилась вся теплонагрузка. Проблему удалось решить установкой еще одной турбины и выхлопной трубы. Таким образом на тракторе стало две турбины и две выхлопных трубы. Но серийные экземпляры были еще наделены системой пожаротушения, которая находилась прямо в моторном отсеке. Как говорится «на всякий пожарный».
Всего же на выявление всех недочетов и устранение неисправностей потребовалось 4 года и десятки опытных образцов. Трансмиссия – это та область, которая забрала большую часть времени, т.к. в ней было крайне сложно разобраться группе инженеров и подчинить ее себе.
И вот на дворе уже 1977 год, компания с гордостью представляет своего гиганта Caterpillar D10. Многие кто знал о выходе нового трактора ждали его с нетерпением, т.к. он мог вскрывать грунты своим рыхлителем, до этого приходилось подрывать грунты с помощью зарядов.
Откидной крюк этого гиганта способен опускаться под грунт на глубину до полутора метров. Сила с которой крюк давил на грунт составляла 205 килоньютон, а сила тяги при движении на первой передачи переваливала за 1000 килоньютон. Что касается скоростей, то их всего было шесть – три вперед и три назад. Максимальная скорость движения не превышала 15 км/час.
Движок на этой машине не такой простой как может показаться на первый взгляд - Caterpillar D348TA, V12 с двумя турбинами, мощностью 700 л.с. Такие устанавливают еще на суда. Чтобы не заморачиваться с обслуживанием всех узлов, конструкция имела модульное строение. Т.е. чтобы демонтировать передние передачи требовалось всего 1,5 часа времени.
Чтобы смягчить вибрации к кабине, между кабиной и рамой стояли амортизаторы и демпферы. Органы управления также эти колебания не передавали. Одним словом, комфорт при работе оператора был не на последнем месте.
Когда вышел первый D10, в 1978 году, запросов на такого гиганта пришло на несколько лет вперед, и до прекращения этой серии тракторы отгружались по заранее заключенным контрактам. В 86-м году этот трактор модернизировали он стал называть D10N. Его применение нисколько не утратило актуальности в наши дни на стройках карьерах и различных промышленных объектах.