Найти тему

Пандемия простимулировала переход на дистанционный контроль транспорта

В Москве состоялась отраслевая конференция «Дистанционный контроль – шаг вперед», организованная Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Участники дискуссии обсудили изменения в контрольно-надзорной деятельности, которые ожидаются в 2021 году.

Как сообщает газета «Транспорт России», в частности, речь шла о специфике дистанционного контроля, как будет организована работа Ространснадзора в связи с вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ.

Руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин отметил, что пандемия внесла существенные коррективы в работу контрольно-надзорных органов. Подтверждением тому является статистика: если по итогам 2019 года службой были проведены 39 тыс. проверок, то итоги 2020 года – только 13 тыс. Поэтому дистанционные формы контроля стали в минувшем году как никогда актуальными.

«Дистанционный формат имеет ряд преимуществ как для государственных инспекторов службы, так и для проверяемых организаций. В дистанционном формате, как показывает практика, сотрудники не отвлекаются от своей основной деятельности. Кроме того, увеличивается время на сбор запрашиваемых документов», - заявил Виктор Басаргин.

В 2019 году Ространснадзором был запущен пилотный проект по использованию дистанционного контроля на водном транспорте. Цель эксперимента – организация системы, позволяющей службе дистанционно, без взаимодействия с предприятиями водного транспорта, осуществлять непрерывный мониторинг исполнения субъектами надзора обязательных требований. В том числе международных договоров, соглашений в рамках торгового мореплавания. Результаты пилотного проекта показали, что порядка 90% субъектов водного транспорта в скором времени будут выведены из системы плановых проверок.

В рамках межведомственного взаимодействия Ространснадзора и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» сотрудниками госавианадзора осуществляется дистанционный контроль за использованием воздушного пространства коммерческими перевозчиками, эксплуатантами авиации общего назначения, в том числе пилотами частных воздушных судов.

В 2019 году осуществление дистанционного контроля в авиации проверялось по всем направлениям. В процессе приняли участие Минтранс России, Ространснадзор, Росавиация, представители таможенной службы, МВД, ФСБ. В результате, если исходить из 100-балльной оценочной системы, то дистанционный контроль в отечественной авиации получил 95 баллов, став одним из лучших среди подобных систем в авиации государств – участников ИКАО.

Одна из задач, связанная с перспективой развития дистанционного контроля, – объединение в единое целое трех составляющих: Росавиации, Ространснадзора и информационных систем авиакомпаний, что позволит в режиме реального времени, реального полета видеть все риски.

Такая практика повысит безопасность полетов, эффективность деятельности контрольно-надзорного органа без дополнительного увеличения личного состава и какого-либо финансового обременения со стороны проверяемых лиц.

В рамках реализации федеральной целевой программы по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС в Ространснадзоре создается аппаратно-программный комплекс, основное назначение которого – автоматизация деятельности подразделений службы в части обеспечения дистанционного контроля за автомобильными перевозками опасных грузов и пассажиров. Система позволяет оперативно получать информацию о транспортном средстве, его местоположении, наличии разрешительных документов, имеющихся нарушениях и т. д. Подключение новой технологии на основе ГЛОНАСС начнется с 2022 года. Согласно прогнозам в результате внедрения технологий искусственного интеллекта ожидается сокращение нарушений законодательства РФ в сфере транспорта на 15%.

В недалекой перспективе начнется работа по внедрению цифровых технологий при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом. В результате тестирования одной из технологий появилась возможность в реальном времени проверять наличие лицензии на местах погрузки и разгрузки опасных грузов.

Как отметил Виктор Басаргин, в течение 2021 года процесс выдачи лицензий по всем направлениям перейдет в режим электронного взаимодействия посредством единого портала госуслуг.

-2