Команда Kramar Motorsport, образованная в 2013 году Александром Крамаренко, представлена в разных дисциплинах автоспорта: классическое ралли, кольцевые гонки, дрифт и автокросс. Так что технический персонал имеет за плечами действительно большой опыт. В классическом ралли команда выступает в Чемпионате и Кубке России. В абсолютном зачете на автомобиле Ford Fiesta Proto, а в зачете 1600Н на автомобилях LADA-2105.
Ралли – это захватывающие нюансы
По мнению менеджера команды Романа Перевезенцева, классическое ралли — одна из самых интересных дисциплин автоспорта. Здесь много захватывающих нюансов. Соревнования проходят на перекрытых дорогам общего пользования, то есть именно там, где в обычное время могут ездить автомобили (а не на построенном асфальтовом кольце или специально найденном бездорожье).
Помимо этого пилоты едут по своей стенограмме, так что скорость прохождения спецучастка во многом зависит от слаженной работы и взаимопонимания экипажа. Машины стартуют с интервалом в одну минуту, и борьбу за время гонщик ведёт сам по себе, никто не мешает экипажу, и нет обид на соперников, что кто-то не даёт показать хорошую скорость, как это бывает, например, в гонках с общим стартом.
Для борьбы за «абсолют» в Чемпионате России у Kramar Motorsport автомобиль Ford Fiesta Proto — всё сделано по последним техническим требованиям РАФ. На нём выступают экипажи Александр Крамаренко/Алексей Аксаков и Алексей Аксаков/Алексей Антипов.
Для зачета 1600Н в Kramar Motorsport построили три автомобиля Lada-2105. Эти машины сдаются в аренду на соревнования. На них очень интересно ехать, мощные моторы под 200 л.с. и привод на заднюю ось дают незабываемые ощущения. При этом затраты на ремонт и восстановление машины после соревнования, по сравнению с проектами на базе иномарок, минимальные. Во время гонок всегда есть вероятность повредить спортивную машину, так что, выбирая отечественную «пятерку», можно найти золотую середину между удовольствием от участия в соревнованиях и потраченными на это финансами.
Также можно заранее обговорить страховую сумму, то есть Kramar Motorsport может застраховать машину, и в случае аварии гонщику не придётся ничего оплачивать сверх этой суммы. «Жигули» сдают в аренду с их обслуживанием на соревнованиях за 1500 руб. за 1 км СУ (включена доставка машины, её обслуживание на соревновании, бензин, спортивные колеса, прохождение административных и технических проверок).
Для участия в ралли необходимо иметь лицензию пилота, медицинскую справку, права и экипировку. Перед соревнованием участникам необходимо ознакомиться с трассой, написать стенограмму, по которой потом им предстоит ехать. У нас в команде есть опытные гонщики, которые всегда помогут».
Техническое оснащение
Для обслуживания спортивных автомобилей команды построен и оборудован спортивный бокс. Его площадь составляет 450 квадратных метров, и он оснащён тремя подъёмниками. Команда имеет все необходимое для ремонта и подготовки спортивных машин: различный инструмент, сварочный аппарат, моторный и токарный цех с фрезерным ЧПУ и токарными станками. Также есть жестяно-покрасочный участок, склад и мойка. Kramar Motorsport стараются выполнять все работы своими силами.
Специально подготовлены автомобили технического обслуживания, выезжающие на соревнования, и прицепы для доставки автомобилей (спортивные машины не могут передвигаться по дорогам общего пользования). В качестве техничек выбраны Mercedes-Benz Sprinter, которые команда масштабно переделала под свои цели.
В частности сзади сделан отдельный отсек для спортивных колес, куда может поместиться до 20 штук. В среднем отсеке есть верстак, ящики для запасных частей. В каждую техничку установлен генератор на 220 вольт и компрессор. Команда всегда возит с собой весь необходимый инструмент, сварку и приспособления для установки сход-развала на машине.
Каким должен быть автомобиль для ралли
Самое важное при подготовке машины к классическому ралли — это, конечно, ее безопасность. Устанавливаются и потом проверяются перед каждым соревнованием на автомобиле: каркас безопасности, спортивные сиденья, ремни, огнетушители, выключатель массы и так далее по большому списку.
Также важна надёжность машины — прохождение трассы на предельной скорости подразумевает очень большие нагрузки на кузов и технику.
Баланс мощного мотора, надёжности автомобиля и стоимости его подготовки — очень сложная задача.
Какие работы входят в список обязательных при подготовке автомобиля для ралли? Первым делом — работы по кузову. Это его проварка (усиление) и установка каркаса безопасности, увеличение колесных арок — для того, чтобы колеса их не задевали при полном ходе подвески.
Мощность двигателя увеличивают установкой турбокита, конструируется надёжная система охлаждения. При этом нужно понимать, что мощность мотора — важная составляющая, но не единственная. Дело в том, что на ралли её ограничивают техническими требованиями.
Например, на Ford Fiesta Proto объём мотора составляет 2 литра, а на турбине установлен рестриктор 34 мм, что ограничивает мощность до отметки в 330 лошадиных сил. На автомобилях Lada-2105 мощность 200 лошадей. Что касается КП, есть вариант использования кулачковой коробки, но для аренды предлагаются машины со стандартной коробкой передач без её изменений.
Очень важны характеристики подвески, тормозная система, вес автомобиля и т.д. Необходимо ещё и реализовать всю имеющуюся мощность, пройти все повороты на максимально возможной скорости и тормозить как можно позже и эффективнее.
По подвеске: ставятся более длинноходные амортизаторы с возможностью быстрой регулировки для изменения их характеристик при настройке на тестах перед гонкой. Тормоза должны быть надёжными и эффективными, для этого меняется главный тормозной цилиндр, трубки, суппорты, тормозные колодки и диски — на специальные, предназначенные для использования в автоспорте.
Что касается веса, «Лада-2105» весит около 950 кг. Команда не проводила дополнительных работ по облегчению кузова или использованию более лёгких компонентов, так как всё это ведет к значительному увеличению стоимости спортивной машины, что не является плюсом для прокатного варианта. На Ford Fiesta Proto (созданной, напомним, для «абсолюта» в Чемпионате России по ралли) проведена большая работа по облегчению машины, использованы карбоновые детали, лёгкие защиты и прочее «фишки» для снижения веса.
Гонка: подготовка, процесс, анализ
Подготовка к будущим соревнованиям начинается, как только закончились соревнования текущие. Сразу после гонки каждая машина диагностируется, заказываются сломанные детали, и как только они приходят, стартует подготовка машины к следующей гонке.
Одинаковых трасс не бывает. Покрытие дорог, их характер и погодные условия всегда разные, поэтому перед гонкой на тестах коллектив подстраивает конкретную машину под конкретные условия. Меняя характеристики амортизаторов, настройки подвески и блокировок трансмиссии, инженеры добиваются оптимальных показателей.
С автомобилем Ford Fiesta Proto при подготовке к соревнованиям обычно работают два автомеханика, с Lada-2105 — один. Непосредственно на гонках с Ford Fiesta Proto работают четыре человека: менеджер (координатор), инженер и два механика:
- Координатор отправляет заявки и в целом занимается всеми документами, бронирует гостиницу, контролирует соблюдение командой расписания соревнований, так как все мероприятия проходят в строгом соблюдении временных ограничений.
- Механики привозят и готовят автомобиль, проверяют его после тестов, а также проверяют и ремонтируют его на самой гонке. С «Жигулями» работают два механика.
- Инженер с пилотами (инженер занимается всеми машинами команды) настраивают работу подвески на тестах перед соревнованием, коллектив проверяет работу всех узлов и мотора.
На этапе все необходимое оборудование, инструмент и запчасти находятся в автомобилях техпомощи (они же на прицепе привозят спортивные автомобили на соревнование): палатки, из которых формируется зона команды в паддоке, свет, домкраты, инструмент, сварочный аппарат, приборы для контроля и установки сход-развала, запчасти и расходные материалы.
В случае каких-либо поломок механики стараются менять не одну деталь, а целые узлы, поэтому наличие всех важных элементов очень важно и напрямую влияет на результат гонки.
Что интересно, ремонт во время ралли можно производить только на сервисной зоне, так что главное, чтобы машина добралась до «сервиса». Тогда механики вполне могут её восстановить, даже за то короткое время, которое отводится на сервис (обычно 30 или 45 минут максимум). Вполне возможно успеть сделать замену КП, редуктора, амортизаторов, гнутых рычагов и других элементов.
Связь члены команды держат по телефону. Раньше были рации, но сейчас, с развитием мобильной связи, почти везде можно дозвониться, и рации утратили свою актуальность. Во время прохождения спецучастка, который составляет примерно 10-15 километров (всего за гонку 6-10 участков, время суммируется и определяется результат), связи с пилотами нет, они сосредоточены на прохождении трассы.
Проводится анализ прохождения каждого спецучастка. Цель — найти потери в скорости и возможные варианты улучшения при изменении настроек автомобиля, поэтому на тестах особенно важна телеметрия. Также изучаются показания работы двигателя и других систем.
На Lada-2105 установлен электронный блок управления ДВС АБИТ c возможностью записи данных, которые потом используются при анализе прохождения трассы. На Ford Fiesta Proto используется ЭБУ и телеметрия Motec, плюс в салоне стоят видеокамеры, направленные на трассу и на пилотов.
Когда команда возвращается с соревнований, снова проводится тщательный анализ гонки. Инженер, механики и пилоты пытаются разобраться в причинах поломок или плохих результатах. Даже если кажется, что всё прошло хорошо, всегда есть возможность анализа и улучшения как технической, так и пилотажной составляющей. Подробный анализ проводится по данным телеметрии, видео с гонки и ощущениям пилота. Также команда проводит анализ результатов своих пилотов на отдельных спецучастках относительно других пилотов. Спецификации автомобиля и полученная информация о том, что происходило на гонке, обязательно сохраняются для анализа и подготовки к будущим соревнованиям.
Нюансов множество, так в чем же залог успеха? Успех приходит при кропотливой работе и правильной подготовке. Очень важны абсолютно все составляющие: быстрый гонщик, конкурентоспособная надёжная машина, квалифицированные механики и инженеры.
Фото предоставлены ралли-командой Kramar Motosport.
Ещё интереснее: Чем прославился скандальный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон.