Публикация Андрея Кузнецова « ЗИС-151, как эталон советского грузовика. Часть 2.» предназначается читателям, умеющим думать нестандартно.
ТРАНСМИССИЯ.
Послевоенные грузовики ЗИС получили принципиально новые коробки передач – пятиступенчатые агрегаты с пятой повышающей скоростью. Зачем, спустя полтора десятилетия, понадобилось создавать КПП для ЗИЛ-130 с пятой «прямой» передачей , и тем более «одаривать» ими ЗИЛ -157К, образца 1961 года , до того работавших с коробками от ЗИС-151 , мне лично непонятно…
Грузовики ЗИС-151 и его младший брат ЗИЛ-157 , остались в нашей автомобильной истории единственными полноприводными трёхосными машинами с взаимозаменяемыми «по кругу» редукторами главных передач. А если ещё и вспомнить, что редукторы эти были точно такими же, с числом 6,67, как и у их современников ГАЗ-51, то становится очевидным, что любой другой советской армейской машине до подобной унификации очень далеко…
У нас в стране было создано немало разновидностей трёхосных грузовиков, не обязательно полноприводных, (6Х6) но и просто с двухосной ведущей тележкой, (6Х4). Я лично считаю, что даже такие машины, коль не полноприводные, являются предпочтительнее двухосников с колёсной формулой 4Х2. По крайней мере, до тех пор, пока у нас в стране не начнут своевременно и регулярно очищаться от снега и льда хотя бы асфальтовые дороги. И трёхосник со сдвоенными колёсами на задней тележке, даже и без «передка», при прочих равных условиях может иметь лучшую курсовую устойчивость без скольжения и заносов задней части. А этот ЗИС, как и ЗИЛ-157, благодаря своим габаритам и весу, возможно, ещё и самые «проходимые» советские трёхосники в плотно застроенных кварталах населённых пунктов, на грунтовках с ограниченной осевой нагрузкой и на сельских деревянных мостах. КамАЗы и КрАЗы с их габаритами и весом к таким условиям могут быть и непригодны вовсе.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ.
Кто-нибудь сомневается в том, что машины ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164 — из одной весовой категории, и с примерно одинаковыми динамическими характеристиками? Тогда пусть задумается, зачем на обычных, дорожных двухосных ЗИСах – ЗИЛах, в отличие от трёхосников, сделали более тяжёлые ступицы с большим количеством точек крепления колёс, 8 вместо 6? Кто крутил-менял грузовые колёса, знает, что лишние гайки - футорки – это лишние силы, пот и время. А конструкторы 3-х осного послевоенного грузовика ЗИС оставили унификацию для широкой взаимозаменяемости колёс этой машины. С колёсами довоенных ЗИС-5 и послевоенных УралЗИС-355, всех «газонов» своего времени и перспективных, вплоть до ГАЗ-3307, 90-х годов. Если завтра война, то для ЗИС-151 сгодятся колёса и от автобусов ПАЗ-672 и КАвЗ-685, от целого ряда передвижных прицепных насосных, компрессорных и электростанций – любые «глубокие» советские колёсные диски с 6-ти шпилечным креплением Подойдут, разумеется, и колёса с плоскими дисками, от ЗИЛ-157, ГАЗ-63 и ГАЗ-66.
А что же ЗИЛ-157, с теми же шестью шпильками крепления колёс и с тем же диаметром окружности их расположения на ступицах? А для него, кроме «родных» колёс подойдут только колёса с плоскими дисками от ГАЗ-63 и ГАЗ-66 . Ни один из вышеперечисленных глубоких дисков установить не удастся – не позволит профиль тормозных барабанов. Нормально?
Грузовик ЗИС-151 для меня лично, навсегда останется эталоном крепления запасных колёс. Они, по две штуки, хранились за кабиной. Так же хранятся и запаски на «Язях», «КрАЗах», бортовых «Уралах» и ЗИЛ-131. Но колёса всех этих перечисленных машин, весом по 110-160 кг, требуют постоянных исправности-готовности тросовых лебёдок или гидроподъёмников, (на «Уралах»), для подъёма-опускания. И лишь на «моём» ЗИС-151, сравнительно лёгкие, (80 кг) и компактные запаски, «на раз» выкатываются и закатываются с земли в гнёзда-держатели вручную. Во время работы механиком в музее ретро-техники ГУП «Мосгортранс», при экипировке такой машины, я убедился в этом лично.
Мне могут возразить «А как же широкопрофильные шины для откровенной грязи, они не могут быть компактными и лёгкими». Да, этот ЗИС особо высокой проходимостью на заболоченной низине и по пояс в снегу не отличался. Но я в контексте данной статьи его, как вездеход и не рассматриваю. Это просто универсальный грузовик, с оптимальным, на мой взгляд, набором продуманных на «многие лета», технических решений.
Продолжение следует…
Читайте ЗИС-151, как эталон советского грузовика. Часть 1.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .