Найти в Дзене
Петр Власов

Подводный флот Великобритании в 1-й мировой войне

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Английские подводники в 1-ю мировую войну действовали диаметрально противоположно своим германским противникам. Немцы в стремлении подорвать экономическое могущество Британской империи стремились утопить как можно больше английских транспортных судов, доставлявших в Великобританию стратегическое сырье и продовольствие. Британские же подлодки своей главной задачей видели уничтожение вражеских крупных боевых кораблей. При этом и тактика поиска целей у английских подводников так же кардинально отличалась от немецкой. Если У-боты вели поиск противника днем в надводном положении, одновременно заряжая аккумуляторы, и погружались лишь завидев врага, то британские подлодки заряжали аккумуляторы в надводном положении только ночью, а весь день проводили под водой, выискивая цели через перископы. Такая тактика помогла английским подводникам за время войны уничтожить 17 находившихся на поверхности моря немецких субмарин (при потере от торпед немецких подлодок в подобных ситуациях только 3-х своих лодок). Однако эта же тактика часто не позволяла британским подлодкам нагнать обнаруженного врага, так как скорость субмарин того времени под водой была ничтожно мала. К тому же, если цель обнаруживалась даже рядом, но ближе к вечеру, англичане обычно уже не могли атаковать ее, потому что к тому времени заряды аккумуляторов их лодок были уже истощены.

Еще одной причиной низкой боевой результативности британского подводного флота было то, что англичане длительное время пытались использовать значительную часть своих субмарин в общем строю эскадры. Расчет был на то, что пока надводные корабли перестреливаются с противником, погрузившиеся подлодки атакуют вражеский строй торпедами из-под воды. Однако практическому осуществлению такой тактики мешали: невозможность обмена информацией и приказами между кораблями и погрузившейся лодкой, а так же – все те же низкие скоростные данные субмарин того времени. Даже в надводном положении самые быстроходные подлодки не могли угнаться за обычными надводными боевыми кораблями. Из-за этого субмарины на походе постоянно отставали от эскадр, и даже в тех редких случаях, когда сходились главные силы британского и германского флотов (как то произошло в Ютландском сражении), английский лодки просто не поспевали к месту событий. Но даже если они оказывались на месте сражения, то и тогда из-за невозможности связи между надводными кораблями и лодками, находящимися под водой, британские субмарины не могли взаимодействовать со своей эскадрой, и им оставалось лишь наблюдать за развитием событий…

«Встреча столетий»: подлодка начала 20 в на фоне парусного линкора начала 19 в.
«Встреча столетий»: подлодка начала 20 в на фоне парусного линкора начала 19 в.

Из-за специфики британской трактовки задач подводного флота английские подводники за время 1-й мировой войны не достигли таких астрономических цифр потопленного торгового тоннажа, каким славились немцы. Даже уничтожая «по случаю» встреченные транспортные суда противника, англичане никогда не считали потопленный ими грузовой тоннаж; мало того - британцы стыдились побед над торговыми судами, считая борьбу с невооруженными транспортами «недостойной истинных джентльменов». Яркой иллюстрацией такого странного отношения к морской войне может служить эпизод из жизни одного из лучших подводников Великобритании Эдварда Бойла. Бойл, буквально чудом прорвавшись сквозь многочисленные вражеские заслоны в Мраморное море, торпедировал огромный турецкий войсковой транспорт « Gul Djemal», перевозивший 6.000 солдат и артиллерийскую батарею, что крайне отрицательно сказалось на качестве обороны турками Галиполийского полуострова. Тем не менее, Адмиралтейство отказалось выплатить Бойлу призовые деньги за торпедирование турецкого транспорта , мотивируя отказ тем, что противник был «оскорбительно не вооружен»! Понятно, что подобные примеры отнюдь не стимулировали британских подводников на охоту за транспортными судами. А атаки британцев на боевые корабли врага случались не так часто и еще реже бывали успешными. Ведь крупные боевые корабли Германии и Турции в годы 1-й мировой войны редко выходили в море, и потому застать их на позициях было сложно; к тому же обычно отряды надводных кораблей ходили в составе эскадр, да еще на больших скоростях и противолодочным зигзагом. Это значительно затрудняло подлодкам выход в атаку даже в редких случаях встреч с противником, и к тому же усиливало риск погибнуть самим – особенно во второй половине войны, когда были изобретены глубинные бомбы и разработана тактика борьбы с подводной опасностью.

Британские подлодки в военно-морской базе
Британские подлодки в военно-морской базе

В результате боевая эффективность британского подводного флота оказалась значительно ниже, чем эффективность немецких субмарин. За все годы войны все подлодки Великобритании вместе взятые, потопили 328 кораблей и судов противника. Примерно столько же уничтожили только два ведущих немецких подводника: 197 - Арно де ла Перьер, и 146 - Вальтер Форсман (вместе - 343 потопленных судна). Однако и счёта в «триста с хвостиком» потопленных врагов английские подводники добились только потому, что британское Адмиралтейство, хоть и запоздало, но все же спохватилось. И в середине 1917 года оно развернуло, наконец-то, коммерческую войну против Германии, отдав команду своим подлодкам начать охоту за немецкими транспортными судами (но даже после такого приказа англичане продолжали игнорировать подсчет уничтоженных «безоружных», и никак не награждали своих подводников за эти «позорные» успехи). А учитывая, что Германия меньше зависела от морских перевозок, чем островная Англия, и ее транспортное судоходство было не столь активным, шансов добиться результативности, хотя бы приближающейся к немецкой, у британских подводников просто не было…

Из-за ложных «джентльменских» взглядов Адмиралтейства на ведение морской войны и игнорирования им вопросов стимуляции активности своих бойцов даже лучшие подводники Англии имели на официальном счету лишь по несколько потопленных кораблей; о том же, кто из них сколько уничтожил транспортов, загруженных войсками, вооружением и стратегическим сырьем, обычно вообще не оставалось информации. Причем наибольших успехов английские подводники добились не в океанах, а в операциях в закрытых морях – на Балтике и в Мраморном море (в период Дарданелльской операции). Там где им гораздо чаще случалось встречаться как с транспортными судами, так и с боевыми кораблями Турции и Германии.

Наиболее выдающимися подводниками Великобритании периода 1-й мировой войны считаются: воевавшие у Дарданелл командир субмарины Е-11 Мартин Нэсмит и командир Е-14 Эдвард Бойл, а так же «балтийские асы» - командир Е-9 Макс Хортон и командир Е-19 Фрэнсис Кроми . Все четыре подводных аса командовали лодками одного типа – «Е»; эти подлодки в начале войны являлись наиболее совершенными подводными кораблями британского флота.

О ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ ТИПА «Е»

Британская подлодка типа «Е» 2-й серии
Британская подлодка типа «Е» 2-й серии

Хотя английский флот во время 1-й мировой войны располагал почти 20 типами субмарин, самыми эффективными британскими лодками этой войны оказались подлодки типа «Е».

Подводные лодки типа «Е» строились заводами Виккерса и на верфях Чатама в период с 1912 по 1917 гг; всего Британский флот получил 57 субмарин этого типа. В производстве находились три несколько различающиеся между собой серии лодок типа «Е»; так получилось, что все наиболее результативные подводники Великобритании добились своих наилучших успехов на субмаринах 2-й серии (Е-9 – Е-20), строившихся в 1912-1914 и вступивших в строй в 1914-1915 гг.

Лодки типа «Е» - полуторакорпусные; их прочный корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на отсеки (корабли 2-й серии имели три водонепроницаемые переборки). Разделение на водонепроницаемые отсеки обеспечивало лодкам хорошую боевую непотопляемость и повышало живучесть. Правда, англичане не придавали этому большого значения, фактически лишая себя возможности в аварийном случае быстро задраить двери в переборках: работая с оборудованием, они часто пропускали через проемы дверей провода и гибкие шланги, а то и вовсе снимали двери, мешавшие экипажу свободно перемещаться из отсека в отсек.

Лодки типа «Е» были первыми лодками Британского флота с булями по бортам, в которых размещалась часть главного балласта. Над корпусом по всей длине возвышалась легкая палубная надстройка, а посередине находилась высокая рубка, полностью изготовленная из бронзы.

Фотография британской субмарины типа «Е» 2-й серии
Фотография британской субмарины типа «Е» 2-й серии

За счет большой площади горизонтальных рулей лодки типа «Е» могли идти под водой на самом малом ходу (около 1,5 узлов), что порой было очень удобно. Все балластные цистерны располагались в средней части лодки, поэтому их наполнение почти не оказывало влияния на дифферент. Время погружения субмарины из крейсерского положения в подводное составляло 1,5-2 минуты, что достигалось благодаря конструкции системы погружения. Во время нахождения лодки в подводном положении полнота заполнения цистерн была предельная, в надводном они наполнялись в зависимости от состояния моря. Лодка могла плавать с открытыми кингстонами. Число кингстонов в цистернах и их сечение обеспечивали прием главного балласта за 40-45 секунд. При ударах о грунт у лодок типа «Е» благодаря полуторакорпусной конструкции риск получить повреждения был сведен к минимуму; к тому же рули и гребные винты имели специальные обводы, защищавшие их от ударов.

Все лодки типа «Е» были оснащены двумя перископами системы Обри, убиравшимися при помощи электромоторов. Перископы были снабжены дальномерами и имели большие углы зрения; командир мог быстро изменять их возвышение над уровнем моря. Британские субмарины так же имели всё навигационное оборудование, необходимое для дальнего плавания: лаг Уокера, гирокомпас Сперри (которыми можно было пользоваться как в надводном, так и подводном положении), а так же неубирающиеся при погружении два магнитных компаса (в рубке и снаружи). Хорошей для того времени была радиостанция с длинной волны 250 метров. Она могла принимать любые волны; дальность передачи составляла 60 миль, приема – 100 миль.

Подводная лодка Е-9 в разрезе
Подводная лодка Е-9 в разрезе

Недостатком субмарин типа «Е» было непродуманное размещение механизмов, загромождавших внутренние помещения настолько, что команде не оставалось места для отдыха. Обитаемость этих лодок, вообще-то предназначавшихся для больших переходов и долгого пребывания в море, находилась на очень низком уровне. К тому же на субмаринах, воевавших на Балтике, в зимнее время обнаружилось сильное опотевание бортов из-за большой разницы температур внутри лодки и снаружи. Эта повышенная влажность не только создавала проблемы для моряков, ходивших постоянно мокрыми, но и угрожала выделением паров хлора из аккумуляторов, что уже становилось опасным для жизни. Лишь по подсказке русских моряков англичане догадались обшить помещения пробкой, что снизило влажность до приемлемого уровня.

ТТХ лодок типа «Е» 2-й серии (Е-9 – Е-20)

Водоизмещение: надводное - 667 т, подводное – 807 т. Размеры: 55,2х4,58х3,8 м. Двигатели: 2 дизеля по 800 л.с. и 2 электромотора по 420 л.с. Скорость: надводная - 15 узлов, подводная – 9 узлов. Глубина погружения 65 м (рабочая – 7 м). Дальность над водой – 3.580 миль (на 10 узлах), под водой – 65 миль (на 5 узлах). Вооружение: 5 торпедных аппаратов с боекомплектом в 10 торпед располагались: 2 в носу, 1 - в корме, 2 на траверзах (боковые); 1 пулемет. Артиллерия: в 1915 установлено по 1х76-мм пушке. Экипаж 30 чел.

1МВ: лучшие подводники Великобритании (1) - Дарданеллы

1МВ: лучшие подводники Великобритании (2) - Балтика

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…