Найти тему

Деайсинг. Как, чем и зачем обливают самолеты перед взлетом

Многие видели, что в аэропорту самолеты перед вылетом обливают какой-то жидкостью. Эта процедура называется «противообледенительная обработка» или более коротким словом «деайсинг». Я расскажу об этом процессе подробнее.

Противообледенительная подготовка воздушного судна. Фото автора
Противообледенительная подготовка воздушного судна. Фото автора

В осенне-зимний период на поверхности самолетов может образовываться наледь. Это очень опасное явление в авиации, так как меняются аэродинамические свойства поверхностей, изменяется масса, подъемная сила и управляемость самолета. Поэтому перед вылетом нужно удалить наледь, осадки и защитить самолет.

Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» готовится к противообледенительной подготовке. Фото автора
Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» готовится к противообледенительной подготовке. Фото автора

Удалять наледь скребком или отогревать самолет в теплом ангаре было бы очень долго, поэтому в аэропортах используют специальные автомобили — деайсеры, которые смывают наледь, а затем еще и покрывают специальным составом, чтобы наледь не образовывалась во время руления и взлета самолета.

Деайсер в транспортном положении. Фото автора
Деайсер в транспортном положении. Фото автора

У таких автомобилей имеется подвижная кабина, в которой сидит оператор и обливает самолет специальными жидкостями. В крупных аэропортах таких машин много, например, в аэропорту Домодедово 20 автомобилей-деайсеров.

Деайсер в рабочем положении. Фото автора
Деайсер в рабочем положении. Фото автора

Для противообледенительной обработки самолетов используется два типа жидкости, которые используют последовательно. Сначала с самолета смывают наледь горячей жидкостью (тип I), затем покрывают другой жидкостью (тип IV), которая препятствует образованию наледи. В Домодедово используют жидкости Octaflo Lyod  и Max Flight Avia на базе этиленгликоля.

Здесь можно прочитать об используемых при деайсинге жидкостях. Фото автора
Здесь можно прочитать об используемых при деайсинге жидкостях. Фото автора

На один самолет в зависимости от размера, формы и количества снега и наледи на нем требуется от нескольких сотен до нескольких тысяч литров.
Время защитного действия покрытия также зависит от погоды и составляет от нескольких часов при сухой погоде до нескольких минут в случает ледяного дождя.

Кабина с оператором перемещается вдоль крыла и других обрабатываемых поверхностей самолета. Фото автора
Кабина с оператором перемещается вдоль крыла и других обрабатываемых поверхностей самолета. Фото автора

Для ускорения процесса часто используется одновременная обработка воздушного судна несколькими деайсерами. Также для уменьшения риска повторного обледенения используется еще одна хитрость: площадки для деайсинга оборудованы около торцов взлетно-посадочной полосы.

Противообледенительная обработка самолета в аэропорту Домодедово. Фото автора
Противообледенительная обработка самолета в аэропорту Домодедово. Фото автора

После противообледенительной обработки самолет готов к взлету практически в любых погодных условиях.

Хорошего полета! Фото автора
Хорошего полета! Фото автора

Всем приятных полетов!

Спасибо вам за внимание. Заходите на мой канал о путешествиях по России и авиацииПодписывайтесь , чтобы не пропустить свежие материалы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц