В РЖД на период пандемии отменили очень много поездов дальнего следования. В этой связи пассажиры стали жаловаться на дефицит билетов и невозможность уехать. Я проверил по сайту РЖД: поезда действительно переполнены. Часто нет даже дорогих билетов.
«Мест нет»
Все началось с письма, которое я получил от читателя Евгения. Вот, что он пишет:
«Ощущение такое, что как только начали снимать недавние ковидные ограничения, народ начал активно ездить, но ФПК никак на это не отреагировала. Те поезда, которые не отменены, имеют составность по 6-7 вагонов, и билет взять проблематично даже в дорогое СВ. Опишу, какая была ситуация по направлению Киров — Москва на пятницу, 29 января, то есть против потока (обычно на выходные люди едут из Москвы).
Фирменной «Вятки» Киров – Москва в этот день не было, она ходит три раза в неделю. В сутки осталось всего четыре поезда (ранее было восемь). Были единичные места на поезд №1/2 «Россия», который едет через Ярославль, то есть на пять часов дольше, чем более быстрые поезда через Нижний Новгород. На два других вечерних поезда также периодически появлялись единичные места, которые, видимо, сдавали в последний момент пассажиры. Тут же они исчезали.
Поскольку автобусов из Кирова на Москву не ходит, народ попытался улететь самолетами, в результате чего цены на один рейс «Руслайна» взлетели до 16 тысяч за эконом, на другой – «Победы» – до 12 тысяч. Но и те раскупили, и за 3 часа до вылета тоже было «Мест нет».
Такая же ситуация была в воскресенье 31 января. Поездов хоть и побольше, но почти на все «Мест нет». Единственный вариант был улететь «Победой», либо единичные места на Вятку, по 7 тысяч рублей за нижнее место в купе.
Хуже то, что к марту-апрелю поезда еще больше проредят (объединят поезда в Томск с Владивостоком, а «Приобье» — с Новым Уренгоем, отменят Санкт-Петербург — Челябинск), а желающих уехать станет больше».
В Москву не уехать
Читатель также обратил внимание на ситуацию, которая возникла в воскресенье.
Из Казани в Москву днем оставались считаные места. И все – очень дорогие, вечерние рейсы «Аэрофлота» – по 33 тыс. рублей за эконом.
Проблематично уехать из Ижевска, Белгорода, Курска, Брянска, Ярославля, Костромы, Иваново, Вологды. Скриншоты были сделаны около 16:30 на поезда текущего дня и собраны в галерею.
Внезапные отмены и двухгруппные поезда
На сайте РЖД есть список отмененных поездов. В нем порядка сотни позиций. Лично я недавно ездил из Москвы в Петербург. Там поездов много и дефицита билетов нет, но я заметил, что большинство составов сильно урезаны по количеству вагонов.
Очевидно, что ФПК экономит, как может, но из-за этого люди вынуждены набиваться в поезда, «как селедки в банку». Ни о какой социальной дистанции речи не идет!
Куда хуже то, что в ФПК в последнее время стали злоупотреблять с внезапными отменами. Еще год назад такого не было. Но после того, как у всех пассажиров стали брать номера телефонов, железнодорожники «пошли вразнос». Теперь они могут запросто отменить поезд не то, что за месяц, а за пару дней до отправления. И такие случаи – не редкость.
Я сейчас готовлю текст о внезапных отменах, напишите, пожалуйста, в комментариях, если сталкивались. По-моему, это ужасно, и это лишает железную дорогу своего главного преимущества перед авиацией в глазах пассажира – стабильности.
Еще одна тенденция 2021 года – создание двухгруппных поездов. Это когда два поезда, маршруты которых частично совпадают, большую часть пути идут одним составом, а затем разделяются на два. С точки зрения эффективности это, может, и неплохо. Но количество вагонов опять же сокращается.
Очевидно, что ФПК невыгодно «возить воздух», поэтому они урезают вагоны в составах. Но правда в том, что полупустые поезда по будням оборачиваются дефицитом мест в выходные (как в примерах выше). И если бы перевозчик был гибче, он регулировал бы количество вагонов по дням недели. Но этого почти не происходит.