Найти в Дзене

Перечитал трилогию «Метро» Дмитрия Глуховского. Всё плохо?

Оглавление

Слово «перечитал» не совсем корректно — я перечитал первые две части, а вот с финальной частью, «Метро-2035,» познакомился впервые. Я вообще считаю, что если книги какой-то серии написаны с разрывами в несколько лет, то перед прочтением последующего тома очень полезно «освежить» воспоминания о прочитанных когда-то давно частях. Пауза между книгами может очень сильно повлиять на восприятие.

Здесь расскажу свои мысли о каждой книги по отдельности, а также свои мысли о трилогии в целом.

Метро-2033

С этой книги всё начиналось. Теперь, прочитав все книги буквально за неделю, могу смело сказать, что как и тысячи других читателей считаю эту часть лучшей.

Сюжет книги скроен по лекалу, который учёный Джозеф Кэмпбелл называет «путешествие архетипического героя». Если кто-то не знаком с книгой Кэмпбелла «Многоликий герой», поясню: большинство самых популярных мифов и сказок строятся по одному сюжету, многие очень успешные литературные произведения также повторяют эту схему. Вот она: Герой получает призыв -> герой проходит испытание -> герой возвращается домой. Это и «Одиссея» Гомера и «Хоббит» Толкиена и множество других книг.

История Артёма вполне вписывается, разве что возвращение на ВДНХ остаётся за скобками, но...

Жил он себе спокойно, но потом получил задание-миссию от Хантера,в результате чего прошёл множество испытаний. В последующих частях мы узнаем, что деяния его многие восприняли именно как подвиг.

В «Метро-2033» вообще много мифологического, мистического. Переплетение различных суеверий, верований, мировоззрений и идеологий пропитывает практически каждую страницу. Это создаёт свою непередаваемую атмосферу. Каждый метр туннеля, даже хорошо знакомый, может оказаться опасным. Самым страшным кажутся даже не люди или мутанты, а само Метро — оно здесь реально кажется живым. Может пропустить нетронутым, может проглотить не жуя, а может «слегка» пожевать да выплюнуть, но покалечить навсегда...

Артёму тут очень легко сопереживать: у него важная и понятная цель и он, не будучи каким-то супервоином, упорно ей следует, получая всё новые испытания и тумаки.

Концовку книги многие в своё время встретили в штыки, мне же она очень понравилась. Этакий вариант столкновения и недопонимания с чужеродной расой, при этом без космоса и пришельцев.

Метро-2034

На мой вкус наименее удачная книга. Что, на самом деле, довольно странно: в сравнении с первой она богаче на сюжетные повороты, гуще населена различными персонажами. Написана хорошим, понятным языком. Здесь осталось много мистических, атмосферных моментов, вроде перехода небольшого отряда во главе с Хантером через Нагорную станцию. Ведь там до конца остаётся непонятным - правда ли на них напали скрытые туманом огромные монстры, или же это лишь наваждение…

Но при этом, чего-то тут не хватает. Например, здесь мне уже сложно было сопереживать главным героям. Наиболее удачный из них, на мой взгляд, это девушка Саша. Местами она кажется гораздо старше своих лет, но это выглядит очень логичным с учётом всего того, что она успела пережить. Местами, наоборот - Саша кажется очень наивной, маленькой девочкой, но и этому есть объяснение - сколько лет она не знала ничего кроме единственной станции метро и никого, кроме собственного отца.

Остальные герои цепляют меньше: надломленный столкновением с чёрными Хантер должен бы вызывать сопереживание, но чего-то не хватает. Гомер, мечтающий написать книгу и оставить свой след, почему-то порой вызывал у меня необъяснимое раздражение. Музыкант и сын лидера красных Леонид мог бы быть очень интересным персонажем, но не успел раскрыться. Есть ощущение, что он был придуман для одного - чтобы оправдать быстрые перемещения Саши, не имеющей вообще никаких документов, по всему метро.

Но при этом читается книга легко, сохраняет интригу и её хочется дочитать до конца.

Метро-2035

Самая противоречивая книга, вокруг которой сломано немало копий. Одно из самых больших отличий — из метро ушла атмосфера мистики и таинственности, все опасности сконцентрировались вокруг людей, его населяющих.

Изменилась всё не только внутри, но и на поверхности: автор вскользь упоминает, что ядерная зима подошла к концу, стало теплее, из-за чего подтаяла почва, повысился радиационный фон и большинство монстров покинуло столицу. Кажется, сделано это лишь для того, чтобы оправдать частые вылазки главных героев на поверхность, в том числе средь бела дня. Это полное отсутствие многих знакомых аспектов оттолкнуло часть читателей.

Эта книга ещё и наиболее жесткая из всех: с обилием мата, насилия и жести. Это тоже удивило и разочаровало многих. Неожиданно много тут и околополитических интриг.

В некоторых отзывах пишут, что книга «о политике и о дерьме». Да, многие увидели, что в «Метро-2035» Глуховский продемонстрировал свои политические взгляды и заметили в политике Невидимых наблюдателей аллюзии на политику современную. Но на мой взгляд всё это лишь иллюстрирует главную идею книги и она вовсе не в том, чтобы показать какое правительство плохое. Тут скорее о том, что наши люди очень часто сами не очень-то хотят что-то менять. И политики наши берутся не с другой планеты, а получаются, в принципе, из таких же как мы сами людей.

Что меня по-настоящему порадовало, что Артём остался жив, смог-таки вырваться из метро и не остался в одиночестве.

Книга — гораздо лучше чем 2034 и всё же достойное окончание серии. В отличие от многих, я не считаю концовку серии провальной или перечёркивающей плюсы других частей.

В целом же хочется сказать, что в середине нулевых, когда вышла первая часть Глуховскому сильно повезло. В том, что первая книга выстрелила большую роль сыграло стечение обстоятельств: успех игр серии Сталкер и одноименной книжной серии подготовили почву. Людям хотелось чего-то более серьёзного и знакомого. Эту нишу и заняло «Метро». За пару лет до или после серия могла и не сыскать такого успеха...

А вы читали эту трилогию Дмитрия Глуховского? Какое ваше мнение? Делитесь им в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!