Найти в Дзене
Записки репетитора

Как же тяжело приходится учителям литературы. А не стоит ли изменить школьную программу?

Поговорим сегодня о еще одном «несчастном» школьном предмете. О литературе.

Ладно я, я со своим английским уже привыкла: то из слова cookie сделают кукиш, то pencil у них пе…с, то important - это импотент. Ладно. Я смирилась.

Но я послушала рассказы своей дочери и поняла: учителям литературы сейчас приходится еще хуже.

Как вы понимаете, интереса у современных школьников к классике мало. В чем-то я даже с ними согласна: лексика архаичная, проблемы, поднимаемые там, им просто непонятны, т.к. нормы поведения и морали значительно изменились.

Да что далеко за примером ходить, мне одна ученица сказала:

- Я эту Бэлу вообще не понимаю! Как можно так себя не уважать.

Как вот объяснишь им, что тогда были другие нравы, другая мораль, другое положение женщины, наконец. Это сейчас легко рассуждать:

- Я бы пошла работать и сама себя обеспечивала.

Ага, куда бы та же Бэла пошла? Что она умела делать? Какая вообще работа могла быть для женщин в то время?

***

Так вот, класс моей дочери такими раздумьями себя не обременяет. Они просто откровенно издеваются над каждым произведением и троллят учительницу.

Про то, что Мцыри они упорно называют Мцырем, я уже писала. А уж это «воткнул и два раза повернул» - у них теперь прямо притча во языцех.

- Дверь не можешь открыть? Так надо воткнуть и два раза повернуть. Телефон разрядился? Так возьми зарядку воткни и два раза поверни.

Они даже какой-то рэпчик с этими словами спели.

А уж когда они дочитали до момента: «Я кончил»… Сами понимаете, что урок был практически сорван.

Потом был «Ревизор». Да, спасибо телевидению, в их интерпретации он звучал исключительно как «Ревизорро».

И напрасно учительница, надрываясь и пытаясь перекричать класс, старалась объяснить, что «Ревизорро» - это телевизионная передача, а мы изучаем произведение Гоголя «Ревизор». В их исполнении пьеса навсегда осталась «Ревизорро».

Дальше была «Шинель». Думаю, даже объяснять не надо, вспомните имя главного героя. Мало того, они решили, что своего первого ребенка назовут Акакием независимо от пола.

И снова учительница напрасно пыталась вещать об образе «маленького человека».

- Маленький? Карлик, что ли? – сказали ей.

Так и остался у них в памяти «рассказ про карлика Акакия с шинелью».

Конечно, есть преподаватели – мастера своего дела, талантливые люди, которые буквально «влюбляют» детей в литературу. Но это ведь единицы. А я говорю о ситуации в целом.

Так что, с одной стороны – бедные, бедные учителя. А дети – мелкие…не буду говорить, кто.

С другой – а и правда, не пора ли пересмотреть школьную программу по литературе? Я не предлагаю изъять классику полностью, но, может, ее все же как-то дозировать?

Почему бы не включить в программу более современные произведения, поднимающие проблемы, близкие нынешним школьникам? Жвалевский и Пастернак, Крапивин, да та же Роулинг.

Это я навскидку, наверняка мои читатели сразу же этот мини-список расширят и дополнят.

Поймите, я не против классической литературы. Я очень даже за. Но все хорошо в нужное время. Лично я большинство произведений, входящих в программу, прочитала как следует уже после 20-ти лет. И вот тогда восприятие было совсем другим.

Что вы обо всем этом думаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: Хотя вот дочь сейчас читает "Джейн Эйр" - ей очень нравится. А вроде тоже классика. Кто вот их, этих детей, поймет. )

Вот о чем я писала 1 февраля в прошлом году:

Ребенок какой-то не такой – не то продолжение, не то завершение истории