Поговорим сегодня о еще одном «несчастном» школьном предмете. О литературе.
Ладно я, я со своим английским уже привыкла: то из слова cookie сделают кукиш, то pencil у них пе…с, то important - это импотент. Ладно. Я смирилась.
Но я послушала рассказы своей дочери и поняла: учителям литературы сейчас приходится еще хуже.
Как вы понимаете, интереса у современных школьников к классике мало. В чем-то я даже с ними согласна: лексика архаичная, проблемы, поднимаемые там, им просто непонятны, т.к. нормы поведения и морали значительно изменились.
Да что далеко за примером ходить, мне одна ученица сказала:
- Я эту Бэлу вообще не понимаю! Как можно так себя не уважать.
Как вот объяснишь им, что тогда были другие нравы, другая мораль, другое положение женщины, наконец. Это сейчас легко рассуждать:
- Я бы пошла работать и сама себя обеспечивала.
Ага, куда бы та же Бэла пошла? Что она умела делать? Какая вообще работа могла быть для женщин в то время?
***
Так вот, класс моей дочери такими раздумьями себя не обременяет. Они просто откровенно издеваются над каждым произведением и троллят учительницу.
Про то, что Мцыри они упорно называют Мцырем, я уже писала. А уж это «воткнул и два раза повернул» - у них теперь прямо притча во языцех.
- Дверь не можешь открыть? Так надо воткнуть и два раза повернуть. Телефон разрядился? Так возьми зарядку воткни и два раза поверни.
Они даже какой-то рэпчик с этими словами спели.
А уж когда они дочитали до момента: «Я кончил»… Сами понимаете, что урок был практически сорван.
Потом был «Ревизор». Да, спасибо телевидению, в их интерпретации он звучал исключительно как «Ревизорро».
И напрасно учительница, надрываясь и пытаясь перекричать класс, старалась объяснить, что «Ревизорро» - это телевизионная передача, а мы изучаем произведение Гоголя «Ревизор». В их исполнении пьеса навсегда осталась «Ревизорро».
Дальше была «Шинель». Думаю, даже объяснять не надо, вспомните имя главного героя. Мало того, они решили, что своего первого ребенка назовут Акакием независимо от пола.
И снова учительница напрасно пыталась вещать об образе «маленького человека».
- Маленький? Карлик, что ли? – сказали ей.
Так и остался у них в памяти «рассказ про карлика Акакия с шинелью».
Конечно, есть преподаватели – мастера своего дела, талантливые люди, которые буквально «влюбляют» детей в литературу. Но это ведь единицы. А я говорю о ситуации в целом.
Так что, с одной стороны – бедные, бедные учителя. А дети – мелкие…не буду говорить, кто.
С другой – а и правда, не пора ли пересмотреть школьную программу по литературе? Я не предлагаю изъять классику полностью, но, может, ее все же как-то дозировать?
Почему бы не включить в программу более современные произведения, поднимающие проблемы, близкие нынешним школьникам? Жвалевский и Пастернак, Крапивин, да та же Роулинг.
Это я навскидку, наверняка мои читатели сразу же этот мини-список расширят и дополнят.
Поймите, я не против классической литературы. Я очень даже за. Но все хорошо в нужное время. Лично я большинство произведений, входящих в программу, прочитала как следует уже после 20-ти лет. И вот тогда восприятие было совсем другим.
Что вы обо всем этом думаете?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Хотя вот дочь сейчас читает "Джейн Эйр" - ей очень нравится. А вроде тоже классика. Кто вот их, этих детей, поймет. )
Вот о чем я писала 1 февраля в прошлом году:
Ребенок какой-то не такой – не то продолжение, не то завершение истории