Найти тему
Нижегородский Мечтатель

«Конец старой школы» - забытая повесть о реальном училище.

Случайно в одной из прочитанных статей нашел короткую заметку о повести советского писателя Николая Яковлевича Москвина «Конец старой школы». Причем заметка автора-коллеги была хоть и вскользь (говорилось о подборке «школьных» произведений), но в тонах слегка восторженных. Проводилось сравнение даже с легендарной повестью «Кондуит и Швамбрания» - мол, читаю, и путаюсь - где «Кондуит», а где «Конец старой школы», так похожи. Такое описание, честно сказать, заинтриговало и удивило – как же я умудрился пропустить такую книгу, не вылезая из библиотек с конца 80-х по середину 00-х, ну, а уж после с появлением доступного интернета… Хотя настроился я сразу скептически, что сослужило хорошую службу – книга оказалась, по моему мнению, не шедевром, но все же несколько интересным середнячком.

Причем подошел я к делу основательно, сразу решив приобрести печатную книгу, так как собираю данную литературу. Найти текст в интернете сейчас не составляет труда, но мне показалось, что и купить советское издание будет куда проще чем «Последнюю гимназию», и я в тот же день приобрел вот это издание на одной известной интернет-барахолке. Книга 1977 года, в комплекте с двумя другими повестями и несколькими рассказами. Ранее это произведение выходило под заглавием «Гибель Реального», например, в 1931 году.

Издание с повестью "Конец старой школы" 1977 г.
Издание с повестью "Конец старой школы" 1977 г.

Что же, разочарован я не был, и после прочтения книгу далеко не убирал, намереваясь перечитывать ее в дальнейшем. Сказать, что книга незаслуженно забыта, пожалуй, все же нельзя, как, впрочем, и сказать, что забыта заслуженно. Но сравнения с «Кондуитом и Швамбранией», повесть «Конец старой школы», конечно, не выдерживает. Читать ее все же стоит, так как в повести присутствует масса интересных вещей– например, описание желатиновой гектографии, с помощью которой реалисты печатали свои журналы, выезд на заработки в южную губернию. Ну и, конечно, самое главное – собственно, переход от старой царской школы к совместному обучению в советской Единой Трудовой Школе, о чем написано даже подробнее чем в «Кондуите и Швамбрании».

Но вместе с тем, прочитав уже треть повести, становится понятно, почему она не пользовалась слишком большой популярностью у читателей и оказалось изрядно забытой уже, наверное, в 80-х годах. Во-первых, рваный стиль – повествование от третьего лица чередуется с дневниками и письмами, поданными, как это обычно бывает, от первого лица. За сюжетом, хоть и сквозным в этом случае следить трудновато, да его и нет как такового. Ну и основная моя читательская претензия, главные герои и их характеры, мякотка любой художественной книги здесь … отсутствуют напрочь. Есть трое второстепенных персонажей (их при некотором желании можно назвать и главными) – Антон Телегин, Миша Брусников и Зиновий Яшмаров, от лица которых ведутся дневники и пишутся письма.

Но вот беда – сына рабочего-оружейника Телегина и не отличить от Брусникова, сына банковского служащего. Чтобы вспомнить, читая, чей именно это дневник - приходиться порой возвращаться на несколько страниц назад. К тому же сын богатого фабриканта Яшмаров исчезает совершенно внезапно, вот только что был и уже нет. Как же так, этот один из трех самых заметных героев. Трудно все же оценить повесть где все герои безликие, серенькие и похожие друг на друга. Интриги, как таковые также отсутствуют, кроме финальной серьезно недоделанной и незаконченной.

К сожалению, так же совсем нет и хороших иллюстраций, по-видимому, из редких тиражей книга не интересовала художников. В любом случае повесть «Конец старой школы» будет интересна интересующимся книгами о царской и ранней советской школе.