Он совершил бунт, но не против правительства! Он восстал против своего искусства...
Фаджар Сидик (Fajar Sidik) - родился в Сурабае 8 февраля 1930. К сожалению, художник умер 18 января 2004 года.
Фаджар Сидик родился в семье, пропитанной исламской культурой. Отец М. Сидик и мать Дети Марьям оба активно были вовлечены в религиозные дела. Однако на эту семью, наполненную исламской культурой, повлиял дух национализма со стороны деятелей национального движения. Родители очень надеялись, что сын пойдет по их стопам, но Фаджар увлекался живописью, о которой художник с детства читал в журналах "Ориент" (Orient) и "Ява" (Djawa).
Затем, в 1949 году в средней школе, Фаджар Сидик начал делать наброски, которые c удовольствием публиковали журналы по культуре, что только придавало уверенности в его живописном таланте.
Школу окончил в родном городе Сурабае, а поступил в университет уже в Джокъякарте - культурной столице Индонезии, в университет Гаджа Мада Джокьякарта в 1952 году.
В 1954 году заканчивает Индонезийскую академию изящных искусств (ASRI) в Джокьякарте по специальности учителя рисования.
Фаджар Сидик также учился живописи в Студии художиков "Санггар Пелукис Ракьят" (Sanggar Pelukis Rakyat) под руководством Хендры Гунаван и Сударсо, о котором я писал уже ранее. Работы и краткую биографию о Сударсо читайте в конце статьи.
Свою карьеру Фаджар начал с обучения в Студии народной живописи Джокьякарты (ASRI), которую он и закончил. Однако вслед за многими участниками студии, в 1957 году художник переехал на Бали, где писал природу и жизнь острова в стиле импрессионизма.
Однако постепенно запал и вдохновение писать Бали начали угасать, потому что чистота острова Бали из-за развития туризма и технологий стали более искусственными.
Фаджар начал чувствовать все меньше и меньше восторга от возможности самостоятельно создавать выразительные картины, полные эмоций.
Так художник переходит к абстракции. В первоначальном процессе он абстрагировал такие объекты, как формы птиц, быков, змей, домов и другие. Это исследование абстрактного стиля стало проявляться сильнее, когда в 1961 году Фаджар вернулся в Джокьякарту и снова начал преподавать.
С 1967 по 1969 гг. художник занялся изучением методов реставрации живописи в Окленде, Новая Зеландия, где он максимально изолировался. Единственным увлечением художника были наброски, которые служили эмоциональным освобождение.
Именно в этот период художник уходит от представления какой-либо формы, начиная ценить чистоту формы. Художественные выражения художника теперь говорят больше через динамику, ритм, баланс, напряжение или другие символы, которые заметны в форме, линиях, цвете, текстуре и пространстве.
В результате Фаджар становится известным как художник-абстракционист с его сериями «Космическая динамика» (Dinamika Keruangan), «Интерьер» (Interior), «Фантазия линий Лурик» (Fantasi Lurik) и т. д.
За свою преданность делу и новаторскую работу в области современной индонезийской живописи Фаджар Сидик в 1971 году получил премию правительства в области искусства.
Фаджар Сидик создал картины в самобытном стиле. Его персональные выставки были зарегистрированы в 1974 и 1978 годах. Художник также принимал активное участие в семинарах, художественных симпозиумах как на национальном уровне, так и на уровне АСЕАН. Он также был членом жюри выставки биеннале в Джакарте и дважды подряд в жюри биеннале живописи Джокьякарты, которая проходила в Таман Будая Джокьякарта в 1988 и 1990 годах.
Творчество Фаджара Сидика пропитано сильной подготовкой художника в лучших студиях страны и за рубежом.
Работы художника чем-то напоминают арабские символы, религиозные мотивы, хотя источники указывают, что это не так, это всего лишь "игра" с формой, линиями и цветом. Возможно религиозное воспитание и окружение просто сказалось на мировоззрении художника.
В картине «Dinamika Keruangan» (1969) Фаджар Сидик отображает ритмические формы двух групп визуальных элементов, выполненных преимущественно в черных и желтых цветах. Красные точки лишь подчеркивают ритм и композицию, что облегчает нам воспринимать картину.
На картине можно разглядеть круги и формы полного месяца и полумесяца. А прямоугольные формы и вытянутые линии в виде змей и усов создают динамику, напряжение, ритм, баланс. Картина по своему содержанию - полноценная абстракция.
Вот таким образом, устроив протест самому себе и своему внутреннему состоянию, Фаджар Сидик обрел свой стиль абстракции и тем самым "перевернул" искусство Индонезии.
Читайте также: