Давно заметила характерную закономерность - ищешь информацию
по какому-нибудь иностранному объекту, и русский отдел Википедии выдаёт жалкие крохи. СтОит только набрать имя искомого человека
на латинице, узнаёшь в три раза больше.
Так случилось с данной статьёй. Пришлось нырнуть в глубины интернета, чтобы почитать о биографии одного голландского художника XVII века.
В итоге увидела расхождение в числах чуть ли не в полтора раза. Во как!
Но начну с охоты. С соколиной.
Охота известна с незапамятных времён. Смекалке первобытного человека удивляешься - и коллективный загон "обеда" в выкопанную яму, и ловушки на мелкое зверьё или пташек, и ядовитые наконечники для копий или стрел, и прочее.
Кто додумался использовать хищных птиц для охоты, мы никогда
не узнаем. Но такая охота была удобна как для жителей древних поселений, так и для кочевников. Скорее всего, именно у южных
кочевых племён славянские народы и переняли этот вид охоты.
Но если по началу охота была способом добычи обеда, то много позже стала развлечением для особо привилегированных особей рода человеческого.
У нас когда-то такая присказка про охоту бытовала:
"Соколиная - царская, псовая - барская, ружейная - крестьянская."
Статус соколиной охоты был настолько велик, что наши власть предержащие чаще бывали на охоте, чем занимались делами государства.
Так ещё и дань платили Золотой Орде кречетами. Один хороший птиц шёл за трёх (!) скакунов. Даже если вдруг кречет дох по дороге до Орды, то хану предъявляли лишь голову и крылья почившей птахи. И несмотря на утрату кречета, дань всё равно принималась в зачёт.
Иван Грозный имел хобби менять жён. Историки до сих пор спорят об их истинном количестве. Но больше всего царь увлекался соколиной охотой. Именно при нём появились новые должности - сокольничий и ловчий.
Отец Петра I - Алексей Тишайший - тоже обожал соколиную охоту
и знал каждую птицу по имени. Кстати, поговорка "Делу время - потехе час" принадлежит отцу будущего императора, где под словом "потеха" подразумевается именно соколиная охота.
Алексей Тишайший повелел разодеть сокольничих в шитые золотом красные кафтаны и отороченные собольим мехом шапки, обуть в сапоги из сафьяна с загнутыми носами да носить рукавицу с каменьями.
И сами соколы не были обделены царской милостью. Им надевали специальную шапочку на глаза, нагрудник, нахвостник, обножки
(кожаные кольца на лапки), золочёный шнурок и колокольчик.
Места ловли птиц для охоты, способы их приручения и тренировки считались государственной тайной и были строго засекречены.
Поэтому иноземным гостям соколов показывали лишь издалека.
В память об отце в любимом дворце Петра I Монплезире (Петергоф)
находится картина Филипса Вауэрмана "Соколиная охота".
Вауэрман специализировался на сценах охоты, пейзажах и баталиях.
Для своего времени он был непревзойдённым мастером в изображении лошадей. Большинство художников - современников Вауэрмана - умели рисовать лишь хвосты кобыл. Об этом здесь.
Сам же царь Пётр охоту не жаловал с молодости, когда его пытались отвлечь от занятий с потешным войском и флотом на реке Яузе. А когда началась Северная война, Пётр I отвечал, что ему "охоты и на шведов хватает".
Но почему-то людям - и современникам, и потомкам - нравится приписывать историческим личностям несуществующие слова, мысли, поступки, увлечения. Так случилось и с Петром I - есть несколько полотен, где император "участвует" в охоте.
P.S. В начале статьи я пожаловалась на расхождение информации в русской и иностранной Википедиях. Так вот по данным нашей "разведки" голландский художник Филипс Вауэрмен написал 800 полотен. По данным иностранной - Вауэрману засчитывается 1200 картин. Как вам такая нестыковочка? 😉🙃🙃
Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Подарок от любимца Франции и России
Выше только небо
Детективная история одно автографа
Однажды архитектурные шедевры решили сровнять с землёй