Дензел Вашингтон видит мертвых людей в триллере Джона Ли Хэнкока — очень медленном, старомодном, но при этом реально отправляющим в транс. Отправляющим во многом благодаря ретро-саундтреку и актерской игре «оскаровских» призеров и номинантов. Их трое, но они — динамит. Сначала солируют Дензел и Рами, а потом еще и Джаред
Текст: Александр Кондуков
Когда вы смотрите «Дьявол в деталях», важно, что действие развивается в городе Лос-Анджелесе в 1990 году, когда не было сотовых телефонов, генетических тестов, компьютерной криминалистической экспертизы. Все было олдскульно, с обязательными для полицейских выходными — как и многое другое, эти правила игры связывают картину Джона Ли Хэнкока («Основатель», «Невидимая сторона») с довольно неоднозначным сериальным проектом Дэвида Финчера «Охотник за разумом».
«Дьявол в деталях» (или «The Little Things», как в оригинальном названии) — это то, что талантливый темнокожий детектив Джо «Дики» Дикон ищет в расследуемых преступлениях. Он ранее был ярким следователем убойного отдела, однако затем докатился до разговоров с трупами в морге и натуралистичных видений. Проблемы с субстанциями, развод, — и вот Дики уже простой и тяжеловатый внешне патрульный в другом городе. Впрочем, его опыт может помочь амбициозному Джиму Бакстеру — новому бодрому детективу, которого обожают снимать телерепортеры.
Мы собрали пять причин, по которым стоит посмотреть эту ленту. По сюжету она довольно стандартная, если вы любите картины о серийных убийцах, но духовно тут есть некий прорыв в стратосферу — например, доносится мысль, что органы правопорядка — это тоже кучка маньяков.
1. Для зрителей «Дьявол в деталях» — тоже расследование. Портреты главных героев тоже проявляются постепенно — как во время печати фотографии в темной комнате, когда всплывают рандомные детали изображения, и только в конце оно становится единым целым. Например, становится понятным, что особое рвение темнокожего детектива в своей работе особо никем не ценится — оно нарушает вертикаль власти, бьет по дикому эго начальников, которые привыкли действовать по инструкции.
2. Смешанный и взболтанный сюжет. «Дьявол в деталях» — это довольно вольная фантазия на болотистых территориях Финчера-Пиццолато. Иногда происходящее на экране — и ретро-картинка тут очень помогает — напоминает микс из «Настоящего детектива» и упомянутого уже проекта «Охотник за разумом». Выпрямляют этот клубок, как ни странно, экспрессивные актеры. Сначала все тянет дуэт Вашингтона и Малека, с появлением на экране Джареда Лето Рами грациозно отходит в тенек.
Фокус со сменой ведущей пары в этой композиционной схеме проделан достаточно изящно и — в отличие от «Охотника за разумом» — у зрителя не возникает ощущения эмоциональной и некой информационной перегруженности. Все-таки «Дьявол в деталях» — это нежная ночная криминальная элегия, а не супепроект Netflix, погоревший на амбициях и явном переизбытке драматизма.
3. Отказ от «твиста» в решении финала. Поскольку Джон Ли Хэнкок соблюдает правила традиционного криминального триллера, но при этом делает акцент на том, что жизнь следователей, которые страдают и почти буквально лезут на стену, едва ли не менее интересна, чем существование маньяков, с которыми зрителям гораздо труднее себя ассоциировать.
Герой Джареда Лето (даже неважно, виновен он или нет) в картине приобретает монструозные формы. Патлатый лузер Спарма бесконечно одинок и столь же страстно желает привлечь к себе внимание, и в этом своем желании представляет не меньшую опасность, чем убийца. Его активность и «фан» вокруг общения с представителями закона очень токсичны, и в том, как с ним обойдется судьба, есть отдельный смысл.
4. Кармический долг Вашингтона. Нет сомнений, что «Дьявол в деталях» — это проект «вокруг Дензела». В свое время он отказался от роли в «Семи» Финчера и до сих пор жалеет. В конце 90-х практически подряд у Дензела были «Падший» Грегори Хоблита (1998) и «Власть страха» (1999) Филипа Нойса, но там и режиссеры были уже перегоревшие, и сюжеты все-таки немного иные. В «Дьяволе в деталях» есть эпизод, который может остаться в истории кино — это погоня за подозреваемым (с легкой усмешкой). Тогда становится понятно, что вообще неясно, кто тут маньяк.
5. Выдающийся тюнингованный ретро-саундтрек. Картина Джона Ли Хэнкока в целом может показаться вам странной, вторичной, да какой угодно, но то, что у нее точная звуковая дорожка, напоминающая 40 минут из жизни маньяка, отрицать точно нельзя. Во-первых, оригинальная музыка Томаса Ньюмана («Зеленая миля», «Клиент всегда мертв»), во-вторых, точно отобранные песни в стиле ретро — одновременно красивые и эйфорические, но в нужном контексте вполне себе душные и страшные,
Начинается все с The B-52's, а в ключевые моменты звучат треки с «говорящими» первыми строчками, смысл которых перекликается с происходящим на экране. Например, «Be My Boy» The Paris Sisters, написанная Филом Спектором или «I Will Follow Him» Литл Пегги. Поэтому и вам мы рекомендуем увидеть в «Дьяволе в деталях» чуть больше, чем стандартный триллер с полузнакомым сюжетом — авторы ленты к реализации своей криминальной схемы подошли вполне неформально.