Найти тему

Кто только ни пришёл на крестины (дела семейные)

Читатель любит семейные саги. Речь даже не об индийском кино 70х-80х, столь популярном среди наших соотечественников (чур меня! Три земных и три поясных, спасите, угодники). Вообще про кинематограф и говорить нечего. Там куда ни бросишь взгляд, увидишь семейную сагу - от одного из лучших фильмов всех времён и народов, снятого Фрэнсисом Фордом Копполой до постоянно завершающейся и никак не могущей завершиться истории семьи Скайуокеров.

Даже более серьёзные вещи всегда густо замешаны на подтексте семейных отношений. Только ленивый не знает о том, что Пётр III приходился не только внуком Петру I , но и родственником Карлу XII , а также о том, что Николай и Вильгельм вторые, вкупе с пятым Георгом, с успехом истреблявшие своих подданных в I МВ также состояли в родстве.

Вы думаете, что в мире изобразительного искусства такого не бывает? Ещё как. Сегодня я расскажу вам об одном маленьком семейном торжестве - крестинах, возможно, самых представительных в мировой художественной истории. Надеюсь, любители покопаться в том, кто, кому и кем приходится получат удовольствие.

Наш герой родился в богатом торговом городе Антверпене в начале июля 1638. Точная дата рождения неизвестна, но так как крестили его 10 июля 1638 года, можно предположить, что родился он незадолго до этого. С учётом тогдашней довольно высокой младенческой смертности и господствующей доктрины о том, что «добрый боженька» не очень-то благоволит к умершим некрещённым младенцам, особенно долго не тянули. Видимо, в семье существовала определённая традиция (которая потом добавила головной боли историкам искусства), и мальчика назвали так же, как и его отца, более того, так же, как и его деда – Давидом (наиболее проницательные, наверное, уже всё поняли). Вот с них, с отца и с деда, а заодно и с других родственников новорожденного, и начнём.

Дедом младенца был фламандский живописец Давид Тенирс (1582-1649). В дальнейшем, чтобы не путать его с сыном, ему добавили почётное прилагательное «Старший».

Давид Тенирс Старший. Голландский интерьер. Музей изящных искусств. Каркассонн
Давид Тенирс Старший. Голландский интерьер. Музей изящных искусств. Каркассонн

Кстати, у дедушки был ещё старший брат, тоже художник Юлиан Тенирс, но тот скончался ещё в 1615 году.

Как вы, наверное, уже догадались, отцом является другой фламандский художник, Давид Тенирс «Младший» (1610-1690). Кстати, несмотря на добавление «Младший», именно он был наиболее известным Тенирсом в истории искусства. Возможно, это не самая известная картина художника, но одна из самых подходящих к сегодняшней теме. Здесь вы найдёте некоторых из тех, о ком я уже сказал и тех, о ком я скажу дальше.

Давид Тенирс Младший. Концерт на террасе деревенского дома. Автопортрет с семьёй. 1640-1649. Частная коллекция.
Давид Тенирс Младший. Концерт на террасе деревенского дома. Автопортрет с семьёй. 1640-1649. Частная коллекция.

Обратите внимание на обезьянку. Это своеобразный «торговый знак» Тенирса Младшего, использовавшийся, впрочем, и другими членами семьи. Существует довольно большое количество юмористических и сатирических картин Тенирсов, где в качестве главных героев фигурируют именно обезьяны (терпение, покажу обязательно, чуть позже). Кстати, представьте себе романтическое свидание в музее. Вы и ваша девушка (если вы мужчина) или молодой человек (если вы девушка) в зале фламандской живописи. На картине на дальней стене вы видите несколько обезьян. Пока не приблизились к табличке, говорите смело: «А вон там скорее всего Тенирс (только не уточняйте какой)». Вероятность ошибки небольшая, но даже если и так, то не страшно. Зато вероятность попасть более 70%. В итоге – восхищение, открытый рот и уважение спутницы (спутника).

Считается, что после смерти Рубенса (1640) и отъезда Ван Дейка за «длинным рублём» на «Севера» (в Англию - 1632), именно Давид Тенирс «Младший» стал фламандским художником № 1, что по тем временам значило очень многое. Говорят, однажды король Испании Филипп IV купил столько его картин, что они не поместились в существующие хранилища (это у короля-то Испании!). Да и такие вот вещи просто так не появляются.

Памятник Давиду Тенирсу Младшему на площади Тенирса в Антверпене. Фото из англоязычной Википедии.
Памятник Давиду Тенирсу Младшему на площади Тенирса в Антверпене. Фото из англоязычной Википедии.

Не исключено, что на крестинах присутствовали и трое дядьёв новорожденного. И все они были художниками – Юлиан III Тенирс (1616-1679), Теодор Тенирс (1619-1697) и Абрахам Тенирс (1629-1670). Жаль, что работы двух старших дядек, в отличие от их имён, до нас не дошли. А вот Абрахам Тенирс шлёт нашему сегодня пламенный привет из XVII века.

Абрахам Тенирс. Кошка в барбершопе (именно так называется по-английски, не знаю, как на языке оригинала). Доротеум (Вена)
Абрахам Тенирс. Кошка в барбершопе (именно так называется по-английски, не знаю, как на языке оригинала). Доротеум (Вена)

Итак, как минимум, 5 фламандских художников (и все Тенирсы), возможно, собрались 10 июля 1638 в антверпенской церкви святого Иакова, чтобы крестить шестого (как вы уже догадались, младенец тоже станет художником, а куда ему деться с такой наследственностью?).

Но это далеко не всё. Весьма интересна также и фигура матери новорожденного. Супруга Давида Тенирса «Младшего» в девичестве звалась Анна Брейгель и была она родной дочерью (угадайте…) фламандского живописца (оп, как неожиданно!) Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) а, значит, сестрой другого фламандского живописца Яна Брейгеля Младшего (1601-1678) и внучкой великого Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).

Ян Брейгель Старший. Речной пейзаж. 1607. Национальная галерея. Вашингтон
Ян Брейгель Старший. Речной пейзаж. 1607. Национальная галерея. Вашингтон
Питер Брейгель Старший. Художник и оценивающий*. 1565-1567. Галерея Альбертина. Вена
Питер Брейгель Старший. Художник и оценивающий*. 1565-1567. Галерея Альбертина. Вена

* Я считаю более правильным такой вариант названия, так как иной «Художник и знаток» явно навеян искусствоведческими работами, а ещё один «Покупатель» не отражает всей гаммы изображённых отношений.

Кстати, сам великий Рубенс называл Яна Брейгеля Старшего своим «старшим братом». Именно женитьба на Анне Брейгель дала Тенирсу Младшему, кроме всего прочего, протекцию Рубенса и, как прямое следствие этого, рост авторитета в художественных кругах Антверпена.

Питер Пауль Рубенс. Портрет семьи Яна Брейгеля Старшего. 1613-1615. Институт искусства Курто (Лондон)
Питер Пауль Рубенс. Портрет семьи Яна Брейгеля Старшего. 1613-1615. Институт искусства Курто (Лондон)

Так что, к возможному присутствию на крестинах 6 художников Тенирсов (включая самого крещаемого), прибавляем как минимум одного Брейгеля (Яна Младшего, а что бы ему не прийти на крестины племянника?) физически и ещё 2х Брейгелей незримо, духовно. Сугубые материалисты могут последних не считать, всё равно выходит много.

И я опять не закончил! Сейчас я вам по секрету скажу, что крестную мать ребёнка звали Елена. Снова аплодисменты самым догадливым. Да-да Елена Фоурмен (новшества в транскрипции дают вариант Фурман). Вторая муза великого Рубенса. Вполне логично предположить, что в церкви святого Иакова мог быть и сам Питер Пауль, который, как известно, просто боготворил свою молодую жену (несмотря на 37 лет разницы в возрасте). Так что помешать быть вместе с ней Рубенсу, уже оставившему в то время «работу в МИДе», мог только сильный приступ подагры, которой страдал великий художник.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен. 1630-1631. Старая пинакотека. Мюнхен.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен. 1630-1631. Старая пинакотека. Мюнхен.

Да и с Яном Брейгелем Младшим – братом матери новорожденного - у Рубенса были очень хорошие отношение, они даже вместе «выезжали на этюды» и писали картины.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Младший. Пейзаж с Паном и Сирингой*. Частная коллекция
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Младший. Пейзаж с Паном и Сирингой*. Частная коллекция

* Это та, которая предпочла объятиям противного Пана превращение в тростник, из которого потом Пан сделал флейту и пошёл играть на ней у входа в метро.

Хорошие отношения с Яном Брейгелем Младшим - дополнительный аргумент в пользу возможного присутствия Рубенса на крестинах его племянника. Ну а где сам Рубенс, там, конечно, и все топ-менеджеры его предприятия, включая, в первую очередь, Якоба Йорданса и Франса Снейдерса (Ван Дейк, как уже говорилось, был на заработках).

Суммируем: 6 Тенирсов, Ян Брейгель Младший, Рубенс, Йорданс, Снейдерс – практически весь цвет фламандской живописи. Если прибавить присутствующих незримо с учётом родства, ученичества и просто дружеских отношений, то весь, без исключений.

Несмотря на такие впечатляющие крестины Давид Тенирс III (так его стали называть, чтобы не путать с отцом и дедом) (1638-1685) великим художником не стал. Просто художником.

Давид Тенирс III. Святой Валентин (тот самый, который 14 февраля) получает чётки от Мадонны. 1677. Доротеум (Вена)
Давид Тенирс III. Святой Валентин (тот самый, который 14 февраля) получает чётки от Мадонны. 1677. Доротеум (Вена)

Получается, что свой главный вклад в историю искусства он внёс уже в первые дни своей жизни, если, конечно, все мои построения верны.