С началом регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV , строгий и тяжеловесный придворный этикет сменился атмосферой легкости, жажды сиюминутных наслаждений, развлечений и роскоши. Это не могло повлиять на развитие искусства. На смену религиозной культуре приходит светская, а заказчиками художников становятся не только короли и придворные. Появляются частные коллекции и салоны, расширяется выбор сюжетов.
На фоне этого социокультурного контекста в первой половине XVIII века ведущим направлением французской живописи становится рококо . Продолжая традиции, унаследованные от барокко, рококо еще больше усиливает их.
Все искусство рококо построено на ассиметрии: ни одна деталь не должна повторяться. Бесконечные завитки, ракушки (не случайно термин «рококо переводится как «раковина), розовощекие пухленькие ангелочки – постоянные спутники произведений этого направления (об отличительных чертах творчества отдельных художников: Как научиться быстро различать художников. Несерьезное руководство) . Общее настроение полотен обещает бесконечный праздник и наслаждение. Из Священного писания выбираются лишь сюжеты, повествующие о любви: Сусанна и старцы, Сарра, приводящая к Аврааму Агарь и т.д. Также представители рококо любили обращаться к античным любовным сюжетам или бесконечным пасторалям, а главных героинь изображать в образах богинь, нимф и вакханок. Излюбленной формой художников данного направления становится овал.
Новаторство рококо. Но не все так просто и однозначно с этим легкомысленным кокетливым направлением. Благодаря рококо живопись становится более искренней и камерной, ее начинают интересовать пусть и односторонние, но всё-таки личные переживания конкретной личности. В последующем это даст толчок к демократической эпохе Просвещения. Интересно рококо и новым направлением, которое оно дало колористическому решению картин. Работы строятся на удивительно-прекрасных, всегда смешанных оттенках нежно-голубого, золотистого, розового, бледно-сиреневого. В них никогда нет чистого тона, как нет его и в нюансах человеческих чувств.
Предвестником рококо становится художник Антуан Ватто . Начав с подражания фламандцам, Ватто быстро нашел свою тему в искусстве: он обратился к изображению галантных придворных празднеств.
Все действие на его картинах подчеркнуто театрализовано. Действие разыгрывается на переднем плане, который выглядит как сцена. Подчеркнуто театрально размещены в пространстве фигуры, нарочито подсвеченные направленным светом рамп. Не забывает Ватто и о «кулисах» - основная сцена должна быть достойно обрамлена. При этом изображенное на картинах не есть любовь, это всего лишь игра в любовь. Пейзаж на картинах Ватто тоже выдуманный и театральный, что еще больше усиливает эффект иррациональности и призрачности изображенного на холсте. При это Ватто взирает на происходящее отстраненно-иронично, а его работам присуща нотка неуловимой грусти.
Подлинным представителем французского рококо становится «первый художник короля» Франсуа Буше . На его работы оказало влияние творчество Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше - плоть. Картины Буше - сплошная чувственность, а любовь принимает форму красивой игры. В его творчестве основные черты рококо нашли отражение в полной мере. Здесь и идиллические пасторали, и изящные сцены с участием античных богов, и придворные дамы в кокетливых позах, и тонкие нюансы цвета.
Популярность Буше настолько велика, что он пишет все: от панно до театральных декораций, от портретов до художественных иллюстраций. Позже, уже будучи знаменитым художником, Буше подвергнется жестокой критики со стороны теоретика Просвещения Дидро, считавшего его воплощением всего того, против чего выступают просветители.
Во второй половине XVIII века традицию Ватто и Буше продолжит талантливый художник и потрясающий колорист Жан Оноре Фрагонар . Подробнее о его творчестве можно прочитать здесь: Брошенная туфелька и метафора качелей. Секреты «Счастливых возможностей качелей» Ж.О. Фрагонара
Еще о рококо можно прочитать здесь: Тайные смыслы: раковина как символ рождения Афродиты. Боттичелли. Тициан. Босх. Рококо.