История подвига Зои Космодемьянской несколько лет назад оказалась предметом дискуссии. Кто она: герой и патриот Родины, не пожалевшая своей жизни для борьбы с врагом или опасный провокатор, чьи действия приводили к страданиям мирных жителей, оставшихся на оккупированных территориях.
К слову, нельзя сказать, что споры были ожесточенными: все же образ Зои как героини доминирует в общественном сознании до сих пор. Даже на Украине, где после известных событий началась активная декоммунизация и массовый снос советских памятников, монументы, посвященные Зое, новыми законами затронуты не были.
Оттого ужаснее и подлее фильм «Зоя», вышедший в 2021 году здесь, в России.
О художественных достоинствах картины в данном случае, как о покойнике: или хорошо, или ничего. А потому оставим экспертный анализ актерской игры, монтажа и логики сюжетного развития более изощренным специалистам вроде Badcomedian. Давайте о сути.
У малоизвестной команды, сделавшей картину, получился фильм без позиции. Испугавшись само себя, кино получилось кошмарно конъюнктурным: ни советским, ни антисоветским, ни «за» подвиг, ни «против» подвига. Вместо честного выражения авторской позиции, не популярной, или, наоборот, доминирующей в обществе, «Зоя» превратилась в полумифологическую историю о жертвенности несчастной девушки.
Ключевые моменты фильма сточены: например, Зоя не участвовала в поджоге домов, допрашивающий ее немец был образцовым офицером, а настоящими врагами в фильме показано местное население, несправедливо обвинявшее Зою в поджогах. Которых она, судя по фильму, и не совершала.
Пошлейший символизм фильма в религиозных коннотациях, которыми наполнена картина. Зоя – жертва, подобная распятому Христу, а немецкий офицер, очевидно, сомневающийся Понтий Пилат, чьи руки связаны ненавистью толпы к Христу. Не трудно догадаться, что в фильме роль толпы, жаждущей крови Христа (читай, Зои), отведена местным жителям. Есть в фильме и Иуда, разумеется.
Даже не будем говорить о религиозных мотивах коммунистки Космодемьянской. Или о том, что двигало ею в действительности.
Авторы фильма взяли простейший и древнейший символ – распятого на кресте Спасителя, и просто вписали в этот сюжет историю про подвиг советской диверсантки.
Один из лучших советских фильмов о войне и плененных партизанах - «Восхождение» Ларисы Шепитько – построен во многом на этом же библейском сюжете.
Но трепетное отношение к памяти павших, сильнейший катарсис, который неизбежно настигает после просмотра – это и есть великая сила кинематографа. Фильм Шепитько, по существу, это смерть в каждом кадре – лучшая иллюстрация кошмаров того времени.
Подлинный подвиг Космодемьянской, как к ней не относись –трагическая и страшная история, пожалуй, о самом ужасающем периоде в истории человечества.
Дискуссия о свершениях Зои, его значимости и последствиях определённо должна быть в обществе, поскольку это не даст забыть те страшные времена.
А таких фильмов, как «Зоя», мне кажется, быть не должно.
4/10❌❌
Поддержать канал можно:
- поставив лайк 👍🏻
- подписавшись ☑️
- написав комментарий 💬
Спасибо!