Уже чувствую скептическое: если бы всё было так легко, у нас бы и проблем не возникало.
Отчасти соглашусь. Несмотря на то, что способ действительно эффективный и помогает решить большинство проблем, используется он не всеми и далеко не часто. И этому есть ряд причин:
- Не всем он известен. Мало кто услышав слова «трансактный анализ», заинтересуется темой и погрузится в её изучение.
- Даже знания этого действенного способа ещё не гарантируют стопроцентный успех без отсутствия навыков. Чем чаще мы используем метод, тем быстрее и чётче будет результат. Но на первых порах, могут возникать затруднения с определением состояний (об этом подробнее ниже).
- Даже психологи со стажем не всегда способны вовремя вспомнить об этом способе, чтобы применить его. Всё-таки наш мозг достаточно ленив и меняться просто так не захочет. Он стремится действовать шаблонно, чтобы затратить как можно меньше энергии. А сознательное изменение поведения требует значительных энергозатрат.
Но для тех, кому не привыкать работать над собой, пробую передать самую суть.
Автор этого подхода Эрик Берн – американский психиатр. Согласно его модели внутри каждого из нас существует три состояния:
Родитель – основные его функции, это контроль и забота. Это тот самый внутренний критик, который всегда знает, как надо и что мы делаем не так. Но при этом есть ещё и аспект заботы о себе и других людях.
Именно родитель следит за установлением и соблюдением правил и норм поведения.
Ребёнок – это потребности, желания, живое стремление чувствовать, творчество, страхи, мечты и надежды.
Он может быть адаптивным (если превалирует страх быть отверженным, вина, обиды, стыд), бунтующим (становится таким, когда адаптивному надоел излишний контроль, страх и т.д.) и свободным (креатив, творчество, спонтанность, умение веселиться и радоваться).
Взрослый – это состояние осознанности, критического объективного мышления. Оно лишено излишней эмоциональности, спонтанности и детских чувств, а также не подвластно контролирующим установкам Родителя.
Обиженная жена, блещущий креативными идеями сотрудник, любопытная бабушка – действуют из детского состояния. Учитель, читающий долгие нотации ученикам – делает это из образа родителя. И только двое «взрослых» способны договориться.
Наше поведение зависит от того, какое из описанных состояний главенствует внутри нас в настоящий момент. В любой сложной ситуации необходимо понять, из какого состояния я сейчас действую? Далее, подумать, как бы поступил на моём месте взрослый человек.
Приведу пример. Ссора мужа и жены. Женщина устала, придя с работы и не приготовила ужин, супруга это возмутило, он высказал ей претензии. Она расстроилась и плачет. Их поведение построено на отношении ребёнка (обида, слёзы, подчинённость) и родителя (контроль и критика).
Из позиции взрослого она может решить проблему, сказав: «Дорогой, я очень устала и мне сложно приготовить ужин. Давай сделаем это вместе (либо, закажем ужин, поедим в кафе и т.п.). Это же может предложить и муж, с пониманием того состояния усталости, в котором пребывает его супруга.
Более подробно с другими примерами я буду рассказывать в дальнейших публикациях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Пишите в комментариях, какое состояние чаще всего свойственно вам.
#семья #отношения #психология отношений #женская психология #психология