В годы Великой Отечественной войны Норильский горно-металлургический комбинат вырабатывал половину так необходимого для танковой брони никеля в СССР.
В свою очередь оборудование и все необходимое для комбината поставлялось по Северному морскому пути.
Поэтому, для немецкого командования крайне важно было прервать движение по Северному морскому пути.
Для осуществления этого, немецкие адмиралы разработали план операции "Вундерланд" (Страна чудес).
Для осуществления операции был выделен тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" и несколько подводных лодок.
Первой его задачей было уничтожение конвоя из 4 ледоколов и 19 грузовых судов, который 1 августа 1942 года прошел Берингов пролив.
16 августа 1942 года "Шеер" вышел из норвежского порта Нарвик в охоту за конвоем.
25 августа крейсер встретил знаменитый ледокольный пароход "Александр Сибиряков". Он был знаменит тем, что в 1932 году впервые преодолел за одну навигацию весь Северный морской путь.
Теперь он вез персонал для смены полярных станций, загрузившись в порту Диксон. В общем 104 человека.
Никакой информации о немецком крейсере у команды "Александра Сибирякова" не было. И капитан Карачава даже не мог предположить о том, что немецкий крейсер бороздит морские просторы прямо у них под носом. Да и даже если бы знал, то противопоставить 6 280-мм орудиям, 8 150-мм орудиям и 6 зениткам 105 калибра он мог только два 76 мм, два 45 мм орудия и пулеметы.
В ходе состоявшегося боя "Александр Сибиряков" был потоплен.
- С «Aдмирала Шеера» спустили катер, который подобрал около 20 человек, включая тяжелораненого капитана Качараву. Часть выживших отказалась от спасения немцами. Некоторые оказывали сопротивление, кочегар Николай Матвеев был застрелен. Примерно через час после начала боя «Александр Сибиряков» затонул. Когда немцы удалились, кочегар Павел Вавилов , покинувший судно одним из последних, сумел добраться до покинутой шлюпки и достичь острова Белуха. Там он провёл более месяца, прежде чем был замечен с парохода «Сакко». 29 сентября Вавилов был спасён гидросамолётом Ивана Черевичного . Остальные члены экипажа и пассажиры погибли - Википедия
Но ничего толкового от пленных немецкие моряки не узнали. Более того, с ледокола успели послать радиограмму о том, что в Арктике появилось немецкое боевое судно.
Тогда, командир "Адмирала Шеера" Вильгельм Меендсен-Болькен решил атаковать порт Диксона, чтобы хоть как-то оправдать свой рейд.
На Диксоне в это время из-за ненадобности были демонтированы две ранее имевшиеся батареи.
После получения радиограммы о немецком крейсере, из порта была проведена эвакуация мирного населения, и снова установлены две 152 мм гаубицы. В наличие было только 11 артиллеристов из 26 положенных. Командовал орудиями лейтенант Николай Михайлович Корняков.
На немецком крейсере в это время готовился десант в 180 человек для высадки в порту Диксона.
В ночь с 26 на 27 августа "Адмирал Шеер" подошел к Диксону и дал несколько залпов. Немцы рассчитывали на внезапность и не ожидали, что в ответ также будет открыт огонь. И он был открыт.
Поэтому крейсер сосредоточил огонь на "Дежневе", который закрыл вход во внутреннюю бухту, по сути сделав себя мишенью. Дымовая завеса мешала немцам вести прицельную стрельбу. В конце-концов повреждения вынудили команду посадить "Дежнев" на мель.
После этого крейсер атаковал "Революционера", который также начал уходит через пролив Вега.
В этот момент крейсер начали обстреливать гаубицы Корнякова. Близкие разрывы крупнокалиберных снарядов вынудили немцев отойти. Немцы смогли только обстрелять жилой массив, метеостанцию и электростанцию.
На следующий день "Адмирал Шеер" повернул назад в Нарвик. Рейд несмотря на внезапность оказался неудачным.
После него, немецкие адмиралы учтя опыт крейсера сделали ставку на подводные лодки, которые стали охотиться на конвои.