Многие родители и дети уповают на то, что тест по профориентации, проводимый в старших классах, даст однозначный ответ и точно определит будущее ребенка. Однако это далеко не так просто.
Профориентация не дает однозначного ответа
Мальчишки и девчонки, а также их родители часто полагают, что профориентация является чем-то вроде формы отбора. И многие мамы и папы ещё в начальной школе озадачивают учителя тем, кем лучше стать их ребенку через семь-десять лет. Другие родители отводят дитя к психологу и через пару встреч ожидают от психолога исчерпывающего ответа на вопрос «Кем он будет?». Казалось бы, что может быть понятнее – ответы полусотни тестов на несколько сотен вопросов точно должны дать однозначный ответ. Однако профориентация и все сотни тестов, посвященных ей, дают лишь вектор, а не прямое руководство к действию. Перевес в два-три балла по одному из направлений не может означать идеальное направление для развития. Результаты теста могут зависеть от настроения и нынешнего отношения ребенка и через несколько лет они однозначно изменятся.
Усилия важнее способностей
Часто бывает так, что ребенку хорошо дается физика, но куда больше нравится зачитываться Достоевским и писать сочинения на десять страниц. И тогда профориентационные тесты могут давать еще более неоднозначную картину.
А если интересы ребенка лежат далеко не в интересах родителей, он попадает в ситуацию, когда «Ну у тебя же хорошо получается! Это твоё предназначение!» слышится почти со всех сторон. Однако никто не говорит о том, что усилия в определенной области порой приносят намного больше, чем талант или врожденные способности. Порой случается как раз наоборот – окрыленный своей одаренностью, ребенок уже в студенческие годы совсем забывает прикладывать усилия к обучению, в результате проигрывая в успеваемости и вынужденный заново учиться учиться. А профориентационные тесты лишь указывают, в каких направлениях ребенку было бы легче двигаться. И это отнюдь не означает, что ему это было бы интереснее.
В старших классах уже поздно
Ещё одной распространенной легендой считается идея, что профориентация нужна ребенку в старших классах, когда нужно определиться с предметами, которые они будут сдавать уже весной. К сожалению, в этот момент приходить к ним с тестами уже поздно. Подростки уже точно знают, кем они хотят стать и кем точно быть не будут.
Окружение имеет на них огромное влияние, и они уже точно знают, что инженером быть гораздо скучнее, чем режиссером или машинистом. К младшим классам с тестами идти еще рановато. А вот в средних классах, между пятым и девятым классами – самое то. Этим ребятам интересны все профессии и для них ещё нет «крутых» и «немодных». Семиклассник находит интерес как в работе машиниста, так и в работе хирурга. И лишь личное пристрастие сможет решить для него вопрос о том, куда ему отправляться после школы.
Честность – это важно
На сегодняшний день существует много проектов и детских городков, где дети могут лично «познакомиться» с профессией – надеть белый халат доктора или синюю форму пожарного. Однако чаще всего в таких заведениях работают стажеры-студенты, подрабатывающие аниматорами и сами толком еще столкнувшиеся с профессией. Они могут рассказать ребенку, как учится на этой профессии, но не могут рассказать, каково на самом деле быть учителем или менеджером. А ведь работа – это не только диплом, это ещё и усилия.
Для того, чтобы быть успешным стоматологом и работать в частной клинике в чистом кабинете, окончания среднего «стомата» со средним дипломом недостаточно. Кроме того, работа – это также и вопрос заработка и нельзя сказать, чтобы учитель из средней школы получает столько же, сколько и стоматолог из частной клиники. Поэтому важно не просто рассказать о плюсах каждой профессии, но и о подводных камнях каждой из них.
В гости к маме в офис
Чаще всего родители берут с собой ребенка на работу, когда садик закрыт, а оставить ребенка не с кем. С тех пор ребенок редко видит, как выглядит та самая «работа», куда уходит мама каждый день. А ведь на эту самую работу когда-нибудь придется ходить и ребенку и, если мама хочет, чтобы он получил ту же профессию, что и она, то ребенок должен хотя бы иметь отдаленное представление, о какой работе идет речь. Поэтому важно несколько раз пригласить подросшего ребенка с собой на работу и показать, что означает «работать», познакомить с коллегами по работе, чтобы он смог увидеть «профессиональное сообщество» и найти отличия от дружеской компании во дворе. Важно проводить такие экскурсии без излишнего трагизма, в позитивном ключе, чтобы ребенок понял: работа – это что-то, что приносит человеку удовольствие.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Где изучать программирование в Великобритании?
✅ Год среди элиты: сколько стоит год обучения в Кембриджском университете?