Автомат заряжания нужная вещь в современных танках. Чего уж там – в НАТО признали его необходимость на всех своих ОБТ в будущем. Причина – невозможность работы заряжающего с боеприпасами более 120 мм в боевом отделении. Однако в СНГ танки с АЗ скорее правило, а не исключение. И всё же, с автоматами заряжания связано очень много мифов…
Стабильная перезарядка.
Один из самых главных мифов касается стабильной перезарядки. Мол танк с автоматикой будет перезаряжаться ощутимо быстрее. От части это правда, но есть несколько интересных моментов… Один из них – реальные боевые условия. В бою, командир сперва ищет цель и определяет её, после чего даёт команду на заряжание того или иного типа боеприпаса. Параллельно, наводчик грубо наводит прицел. Когда снаряд заряжен, вносятся поправки и только после этого производится выстрел. Даже если предположить, что на всю операцию проходит минимум времени, то 7-7.5 секунды растягиваются минимум на 12 секунд.
Другой момент связан с транспортёром автомата заряжания. Максимальная скорострельность достигается последовательным заряжанием, но его используют далеко не всегда. Если нужно сменить тип боеприпасов, то транспортёр вращается дольше и до тех пор, пока не найдёт нужный снаряд. У Т-72 полный оборот АЗ может занимать 19-21 секунду. У Т-64 дольше – до 24 секунд. О машинах с конвейерным АЗ данных нет, но полная прокрутка транспортёра может занимать от 15 секунд.
И последнее – поломки. Автоматика имеет свойство ломаться по тем или иным причинам, а её ремонт займёт какое-то время. Починить АЗ в бою практически нереально. В советских ОБТ были предусмотрены крепления в башне для снаряда и заряда. Экипаж мог зарядить боеприпас вручную и дать один выстрел при отступлении.
У АЗ Т-72 нет защиты.
Те, кто ни разу не видели транспортёр автомата заряжания Т-72 и в правду считают, что сразу же за бронёй корпуса идут снаряды и пороховые заряды. Действительность на самом деле немного другая… Транспортёр имеет корпус из 5 мм листов. Стали или алюминия не известно. Это не спасёт от прямого попадания, но может уберечь боеприпасы от осколков. И да – АЗ прикрыт не только сверху и снизу. Но и по бокам.
Кроме того, в последний доработках, автомат заряжания дополнительно защищают противоосколочным поясом. По первоначальным данным это был кевлар, но что применяется в действительности, пока не известно. Кроме того, транспортёр входит в общую систему автоматического пожаротушения. Если датчики фиксируют температуру выше нормы, срабатывает тревога и запускается процесс ликвидации возгорания. Это тоже не гарантирует сохранность боевой машины, но если ППО заряжено, то время на эвакуацию ощутимо увеличивается. Вместо 3-5 секунд экипаж получает по меньшей мере 10-12.
АЗ Т-72 причина всех взрывов.
Для начала давайте посмотрим сколько снарядов помещается в автоматику, и сколько боеприпасов может быть загружено в Т-72 в целом. Итогу поражают – в АЗ 22 снаряда, а общий боекомплект – 42 снаряда. Где же хранятся остальные 20? В баках стеллажах, в отдельных местах вокруг автомата.
Что самое интересное – не автоматизированные места хранения выше автомата заряжания. Всё это приводит к одному итогу – большая площадь и шанс поражения. То есть, в подавляющем большинстве попаданий вина пожара или взрыва не на автомате заряжания и снарядах в нём, а на не автоматизированных местах хранения.
Косвенное тому доказательство – меньшее количество потерь танков Т-72 и им подобных в Сирии после прихода российских войск и инструкторов.