Найти тему

Фильм "Манк" (2020 г.)

Амплуа мастера триллера давно закрепилось за Дэвидом Финчером. Думаю, тяжело найти человека, не смотревшего ну или не слышавшего о его фильмах "Семь", "Исчезнувшая" и тем более "Бойцовский клуб". Но в "Манке" Финчер вышел совершенно на другой, непривычный для его типичного зрителя уровень тематически и стилистически. Последняя картина режиссера совершенно многогранна и охватывает, по сути, через призму одного несколько эксцентричного, идеалистичного и талантливого сценариста, целое десятилетие из жизни Голливуда, поднимая при этом проблемы и противоречия, удивительным образом точно отражающиеся и в современной действительности.

Кто же такой сценарист Герман Манкевич, или же просто Манк, и почему о нем был снят целый фильм? В первую очередь, он известен написанным сценарием к культовому фильму "Гражданин Кейн", за который в последствии получил Оскар. Но с течением времени стали появляться слухи, что Орсон Уэллс, режиссер "Кейна", предлагал Манкевичу 10,000 долларов за то, чтобы его имя было убрано из титров (было бы очень красиво: режиссер-дебютант, да еще и на 3 позициях сразу и в одиночку - режиссер, сценарист, главная роль). Как мы видим, этого все же не произошло, однако Герман Манкевич стал своего рода символом борьбы за право сценариста на авторство в фильме. Ну и, помимо истории этого личного противостояния, в фильме рассказано и показано, как же именно Манк написал свой opus magnum, откуда он заимствовал образы.

Сюжет "Манка" достаточно тяжело проспойлерить или пересказать вкратце. Повествование в принципе немного тяжеловато для восприятия по началу, особенно для зрителя, знакомого с эпохой лишь по коротким заметкам из Википедии. Структура фильма явно отсылает нас к виновнику торжества "Гражданину Кейну" со своей нелинейностью и постоянными флэшбеками. Сама картина испещрена разнообразными сюжетами и зарисовками из мира киноиндустрии и около неё. Здесь есть и лицемерные продюсеры, и споры вокруг политических выборов губернатора Калифорнии, и пышные застолья с высоколобыми персонами. Все эти небольшие сюжеты и вставки чудесным образом накладываются на действительность сегодняшнюю: продюсеры, не видящие дальше своего кошелька; бывшие идеалисты, растерявшие в течение жизни все свои принципы; политический лоббизм, переходящий границы дозволенного. Безусловно, все эти проблемы близки Финчеру самому и сейчас.

-2

Фильм прекрасен и красив от первой и до последней минуты. Это не то что заметно, а прямо-таки бросается в глаза. "Манк" - это будто потерянный и вновь найденный фильм прямиком из 40-х: визуальные приемы, опять же, цитирующие "Кейна" напрямую; монозвук вместе с добавленными поверх эффектами, добавляющими те самые отзвуки, сразу напоминающие нам: "О, ну это фильм явно давно минувших дней"; закос под съемку на пленку - все это и творит "магию кино", относя зрителя в в совершенно потустороннюю реальность. Добавляет антуража, конечно же, саундтрек знакомых и по недавней "Душе" Трента Резнора и Аттикуса Росса. Правда, здесь электронной музыки нет вовсе: джазовые мелодии сыграны на инструментах того времени и звучат даже слишком органично. Невозможно не сказать и о Гари Олдмане в главной роли. У него прекрасно получилось сыграть образ человека сложного, постоянно находящегося на грани как состояния физического, так и состояния репутационного. Человека при этом определенно принципов, борющегося не за деньги или власть, а за истину и искренность.

-3

В итоге, фильм "Манк", мне кажется, не стоит смотреть без небольшой подготовки. В первую очередь надо посмотреть (или пересмотреть) "Гражданина Кейна" ну и немного почитать о Голливуде времен Великой Депрессии, о крупных персоналиях да и вообще контексте. Думаю, это кино покажется скучноватым и затянутым фанатам "классического" Финчера и фильмов подобного жанра. Но если эстетика черно-белого американского кино вам не претит, а большое количество остроумных разговоров и аллюзий только радует, то "Манк" только и ждет вас (причем исключительно на языке оригинала).