Найти тему

Что делать, если ты не веришь своим сотрудникам?

Оглавление
Фрай — главный герой мультсериала Футурама
Фрай — главный герой мультсериала Футурама

У меня есть знакомый руководитель, который не верит своим сотрудникам. Со стороны это выглядит смешно и парадоксально. Но поскольку такое поведение проскакивает и у меня, думаю, проблема распространённая.

Расскажу один случай и предложу несколько вариантов спасения от тотального недоверия.

У нас есть помещение, в котором должна поддерживаться определённая температура. Как то утром руководитель спрашивает сотрудника Петю: "Какая температура в помещении?". "14 градусов" - отвечает Петя. Босс не верит и спрашивает Васю, начальника Пети, которому доверяет чуть больше: "Какая температура в помещении?" Вася до этого узнал про показания у Пети и отвечает: "14 градусов". Руководитель успокаивается. Всё сошлось, хотя по факту источник данных всего один. Через некоторое время боссу другой босс присылает фото термометра, на котором столбик замер на пяти градусах. Он звонит и материт Васю, потом звонит и материт Петю и вместе с ним бежит лично проверять температуру. Прибегает и видит на термометре 14 градусов. Петя тоже бежит следом и убеждается, что на термометре 14 градусов. Что подумали про руководителя Петя и Вася объяснять не нужно.

Это лишь один из многих случаев, но сценарий у всех схожий: руководитель не верит, ругает подчинённого, идёт проверять сам, убеждается что прав или не прав и в первом случае наказывает подчинённого, а во втором делает вид что ничего не было.

У меня тоже такое случается, я даю сотруднику задание, он пробует его выполнить, у него не получается, я не верю, пробую сам и если получилось - тыкаю носом сотрудника в результат (согласен, не красиво и не профессионально), а если не получилось признаюсь себе, что был не прав (и снова не красиво и не профессионально).

Корни этой проблемы глубоко. Два самых простых объяснения - это неуверенность в себе или неумение руководить (ставить задачи, описывать процессы, подбирать, обучать и мотивировать персонал и т.д.) И начинать конечно же нужно с них, но есть два способа, которые на некоторое время могут компенсировать пробелы в знаниях менеджмента.

1. Отчёт.

Например фотоотчёт или журнал. Один из моих руководителей говорил так: "Я могу вообще не смотреть в отчёты, я в них заглядываю, когда у меня появляются подозрения."Несколько лет назад меня поразил водитель мусоровоза, который фотографировал только что опустошённые мусорные баки. Это же так просто и так эффективно.

2. Приблизиться к оленю.

"Если говорят: «Он уехал», то приблизиться к оленю – значит спросить, в котором часу и на чём. И дело не в недоверии. Многое проясняется и для самого отвечающего. Люди обычно не умеют отличать пустое от твердого. Они ненамеренно могут вводить себя и вас в заблуждение."
Владимир Тарасов "Технология жизни. Книга для героев"

- Какая температура?

- 14 градусов.

- А как ты в помещение попал, там же закрыто?

- Взял ключ на охране.

- А кто сегодня охранник?

- Семёныч.

После такого диалога будет понятно, что человек действительно заходил и смотрел. Таким же способом можно проверить как и где делал фото второй босс. И станет понятно, что он в помещение не заходил, а фотографировал в другом месте. Ошибся человек, бывает.

Ну и крайняя мера. Вы всегда можете уволить тех, кому не доверяете и набрать других. Это ваше право как руководителя. Выбор за вами.