Найти тему

Самый либеральный город Турции, или История одной гуманитарной катастрофы XX века

Измир – третий по величине город (с населением около 3-4 миллионов человек) и второй крупнейший порт во всей Турции. Половина его населения младше 30 лет: здесь живут десятки тысяч студентов, молодых ученых, деятелей культуры и бизнеса. Город, раскинувшийся вокруг залива Эгейского моря, с широкими набережными и бульварами, деловыми и торговыми центрами скорее напоминает средиземноморскую Европу. Отсюда действительно не так далеко до столицы Греции – Афин. В современной Турции Измир считается самым либеральным городом. Здесь проводятся международные выставки, конгрессы, фестивали (например, джаза или короткометражного кино). Но все это возникло не на пустом месте, а в ходе многотысячелетней истории и в результате множества масштабных катаклизмов.

От лелегов к древним грекам

Смирна (совр. греч. Σμύρνη, греки-эолийцы называли его Μύρρα, а греки-ионийцы - Σμύρνα) - один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. Считается, что название происходит от протогреческой основы * Sm ú rn ā, обозначающей мирру (камедистая смола) – главный предмет его экспорта. На территории ассирийской колонии в Кюльтепе первой половины II тысячелетия до н.э. встречается название Ti - smurna . Но до конца неясно, идет ли здесь речь о Смирне.

Современный вид на залив Измира в Эгейском море между историческими районами Кордон и Конак. Набережная города - его настоящее сердце.
Современный вид на залив Измира в Эгейском море между историческими районами Кордон и Конак. Набережная города - его настоящее сердце.

Археологические раскопки Измирского университета в 2004-2005 годах выявили в местности Йешилова Хёйюк (тур. Yeşilova Höyük) в дельте реки Мелес следы поселений неолита и энеолита VII - IV тысячелетий до н.э. Предположительно здесь еще до древнегреческих колонистов могло жить автохтонное население – лелеги. Поселение на холме Яманлар, позже ставшее известным как Старая Смирна, возможно, существовало в III тысячелетии до н.э. Здесь были сделаны находки позднебронзового века со следами влияния из Микен. К 1500 году до н.э. область попала под влияние Хеттского царства. В XIII веке до н.э. местные жители подверглись нападению народов моря с Балкан, разрушивших в частности Трою VII.

Современный вид на залив Измира в Эгейском море между историческими районами Кордон и Конак. Чайка над волной парила...
Современный вид на залив Измира в Эгейском море между историческими районами Кордон и Конак. Чайка над волной парила...

Родина Гомера?

Смирна имеет огромное значение для всей древнегреческой цивилизации. Еще в конце II тысячелетия до н.э. под натиском дорийцев через Эгейское море переправились эолийцы, которые колонизировали здешнее побережье. Позже прибыли ионийцы. На территории Старой Смирны (поселение на горе Яманлар, изначально бывшей полуостровом, в современном районе Байраклы) греческая керамика отмечается уже около 1000 года до н.э., а к 925-900 годам до н.э. относится самый старый раскопанный археологами дом из сырцового кирпича с тростниковой крышей. Население Старой Смирны составляло 1000 человек - именно в этом городе, возможно, родился сам Гомер ( VIII - VII века до н.э.).

Бюст, изображающий Гомера.
Бюст, изображающий Гомера.

Как известно, на роль родины великого поэта претендуют сразу 7 мест, включая Смирну. Здесь были в ходу монеты с его изображением, которые ученые так и именуют – гомеровского типа. А местная река Мелес могла дать Гомеру его известный эпитет – Melesigenes. На ее берегах греки выстроили храм Homereum , который стоял недалеко от пещеры, где предположительно любил создавать свои произведения Гомер.

Измир на карте Эгейского моря.
Измир на карте Эгейского моря.

В 688 году до н.э. переселенцы из ионийского города Колофон вытеснили отсюда эолийцев. Старая Смирна была принята в Ионийский союз городов, главным ее святилищем был храм Афины (640-580 годы до н.э.), частично восстановленный в наше время. Город был отстроен по Гипподамовой системе – с прямыми мощеными улицами, пересекающимися под прямым углом. Здесь также был найден 2-этажный дом с 5 комнатами и внутренним двором-перистилем, датирующийся аж VII веком до н.э. Благополучие города подорвало лишь его завоевание царем Лидии – Алиаттом (610-600 годы до н. э.).

Область Ионии на карте Малой Азии в период расцвета древнегреческих полисов.
Область Ионии на карте Малой Азии в период расцвета древнегреческих полисов.

Под властью Александра Македонского и римлян

В 545 году до н.э. персидская армия Кира Великого разрушила Старую Смирну. Около 340 года до н.э. город был отстроен уже на новом месте по воле Александра Македонского, который отвоевал эти земли у персов. Новая Смирна возникла у склонов горы Пагос (Кадыфекале), на которой греками была возведена мощная крепость, частично сохранившаяся до наших дней.

В 197 году до н.э. жители Смирны резко порвали прежние крепкие связи с близлежащим Пергамским царством и призвали на помощь римлян. В Смирне даже был создан культ богини Рома – покровительницы Вечного города. В 133 году до н. э. Смирна перешла под власть римлян, при которых были построены новые торговые площади и акведуки, а улицы вымощены камнями. В 121 и 125 годах н.э. город посещал сам император Адриан.

Место жительства Иоанна Богослова

Смирнская церковь среди семи церквей Азии упоминается уже в Апокалипсисе. Здесь жил Иоанн Богослов, который назначил ее первым епископом своего ученика – святого Вукола. После его смерти епископом стал другой ученик апостола Иоанна – святой Поликарп, принявший здесь мученическую смерть через сожжение. Неподалеку от современного Измира, рядом с руинами древнего Эфеса, поныне можно посетить домик Девы Марии, где, как считается, Богоматерь жила последние годы жизни. Ватикан объявил этот домик официальным местом паломничества для последователей католической церкви.

Святой Поликарп - покровитель христианской Смирны, почитается и в католичестве, и в православии.
Святой Поликарп - покровитель христианской Смирны, почитается и в католичестве, и в православии.

Конец греческого / христианского владычества

В 1070-80-х годах турки-сельджуки под предводительством Чака Бея ненадолго (до 1102 года) отобрали у Византийской империи Смирну и множество близлежащих Эгейских островов. В 1204 году после захвата Константинополя крестоносцами город перешел под контроль рыцарей с острова Родос, но вскоре вернулся грекам Никейской империи, которые попытались его отстроить в 1222 году. Правда, по Нимфейскому договору 1261 году вся торговля здесь перешла в руки генуэзцев.

С 1300 года турки Мехмед-бея на несколько лет осадили Смирну с суши, но город снабжался всем необходимым по морю. В 1317 году генуэзцы сдали туркам верхнюю крепость Палеокастро (Кадыфекале), а к 1330 – всю Смирну. В 1344 году в результате крестового похода с участием рыцарей с Родоса, венецианцев и киприотов Смирна на 60 лет вернулась христианам. Однако в 1402 году город захватили татаро-монголы Тамерлана, убившие всех жителей. С 1425 года его восстановили турки - уже как Измир.

Новое время – заграница нам поможет

Англиканская церковь у вокзала Алсанджак в центре Измира. Здесь и сейчас находится британское консульство.
Англиканская церковь у вокзала Алсанджак в центре Измира. Здесь и сейчас находится британское консульство.

С конца XVI века Измир испытывал новый экономический подъем, благодаря французским, английским, голландским и венецианским купцам, которые в 1620 году получили от османского султана значительные привилегии. В 1619-21 годах сюда даже перебрались с греческого острова Хиос британский и французский консулаты, каждый из которых имел собственную торговую пристань. Измир был важен и для самих турков в качестве перевалочной базы для войск во время очередной войны за остров Крит (1648-1669).

Церковь Святого Поликарпа в центре современного Измира была построена в 1625 году по личной просьбе короля Франции Людовика XIII к султану Османской империи Сулейману I. Не раз разрушалась пожарами и землетрясениями. В XIX веке была украшена фресками французского мастера Раймона Шарля Пере. В 1929 году восстановлена после большого пожара 1922 года. Сейчас рядом расположен капуцинский монастырь.
Церковь Святого Поликарпа в центре современного Измира была построена в 1625 году по личной просьбе короля Франции Людовика XIII к султану Османской империи Сулейману I. Не раз разрушалась пожарами и землетрясениями. В XIX веке была украшена фресками французского мастера Раймона Шарля Пере. В 1929 году восстановлена после большого пожара 1922 года. Сейчас рядом расположен капуцинский монастырь.

Город продолжал расти, несмотря на эпидемию чумы в 1676 году, землетрясение в 1688 и большой пожар в 1743. Поражение османского флота от российского в 1770 году в знаменитой Чесменской битве (неподалеку от Измира) спровоцировало резню, в ходе которой мусульманские фанатики убили 1,5 тысячи местных греков. Аналогичные события имели место в 1797 году. Но это были еще «цветочки» в сравнении с катастрофами XX века (см. ниже).

Французский институт в центре современного Измира.
Французский институт в центре современного Измира.

Тем не менее, до сих пор в Измире (в районах Борнова и Бука) живут так называемые левантийцы – потомки переселенцев из Генуи, Венеции и Франции. Пожалуй, самая известная из них – Каролин Жиро Коч, вдова крупного турецкого предпринимателя Мустафы Коча (умер в 2016 году). Можно сказать, что левантийцы сыграли такую же культуртрегерскую роль для Османской империи, как немецкие колонисты – для Российской.

Агора Смирны – древняя торговая площадь Измира

До сих пор в центре Измира под современной городской застройкой в районе горы Пагос (на ней поныне возвышается основанная при Александре Македонском крепость Кадыфекале) располагается агора древней Смирны. Изначально она была построена в эллинистический период (после завоевания этих мест Александром Македонским) в IV веке до н.э., а затем расширена в III веке до н.э. при греческих правителях Лисимахе и Селевке. Однако ее разрушило сильное землетрясение в 178 году н.э.

В наше время агора Смирны представляет собой доступный для посещения музей под открытым небом.
В наше время агора Смирны представляет собой доступный для посещения музей под открытым небом.

По распоряжению римского императора Марка Аврелия агора Смирны была восстановлена римлянами. Она имела форму квадрата со стороной около 120-160 метров, с базиликой в северной части и воротами с востока и запада. На западных воротах сохранился барельеф с портретом Фаустины – жены Марка Аврелия. В южной части площади, как на других римских форумах, скорее всего размещался одни или несколько храмов.

Больше всего рыночная площадь Смирны похожа на агору древнегреческого города Фессалоники. Особенно интересны сотни граффити, обнаруженных в цокольном этаже базилики, по количеству которых Смирна уступает разве что Помпеям. Сама базилика также была одной из крупнейших в античном мире – она меньше по размерам только базилики Траяна в Риме и базилики в Иераполисе.

Первым из европейских ученых исследование агоры Смирны начал Шарль Тексье в 1835 году, а в 1917 году земельный участок для исследований приобрел немецкий консул. Первые раскопки начались в 1927 году. Особенно преуспели в период между 1931 и 1942 годами австрийский археолог Франц Мильтнер, его немецкий коллега Рудольф Науманн и Селахаттин Кантар, директор музеев Измира и Эфеса. Раскопки были продолжены в 1996-1997 и 2002-2005 годах, в их ходе были обнаружены остатки алтаря Зевса, статуй Гермеса, Диониса, Эроса и Геракла, руины коринфской колоннады, еще ждет раскопок древний театр, где был замучен Святой Поликарп. В 2020 году была подана заявка на включение агоры Смирны в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Неверный Измир» - как европейский город стал мусульманским

По некоторым оценкам, в 1890-1922 годах греки составляли 60% населения Измира (около 244 тысяч человек к 1912 году), тогда как мусульмане – всего 20% (около 96 тысяч человек к 1912 году). Была высока доля евреев (16 тысяч человек) и армян (7,5 тысяч человек), а также итальянцев, французов, британцев и американцев. К 1920 году в Измире работали две британских фабрики по окраске пряжи, французская хлопковая фабрика, британские металлургические предприятия и пр.

Армянская церковь Святого Степана в Измире около 1907 года. Построена в 1863 году, разрушена во время большого пожара в 1922 году.
Армянская церковь Святого Степана в Измире около 1907 года. Построена в 1863 году, разрушена во время большого пожара в 1922 году.

Из 391 местных фабрик местным грекам принадлежали 322, из 9 банков - 3, большинство школ также были греческими. Крупнейшая из них – Евангелическая школа работала еще с 1733 года, но была закрыта в 1922 году. Некоторые греческие авторы считали, что в Измире до Первой мировой войны проживало греков больше, чем даже в Афинах. Именно поэтому среди турков город был известен как Gavur İ zmir («Гяур Измир» - «Неверная Смирна»). Этот термин возник еще в XIV веке, когда сложилась структура Измира: в нижнем городе жили христиане, а в верхнем – мусульмане.

Все изменила Первая мировая война, ставшая причиной распада сразу четырех великих континентальных империй: Российской, Прусской, Австро-Венгерской и Османской. Судьба Измира в этот период была схожа с судьбой других городов на спорных территориях, таких как Выборг (в связи с распадом Российской империи в ходе Первой мировой войны вошел в состав Финляндии, но впоследствии отошел к России) или Вильнюс (вошел в состав Польши, но впоследствии был передан Литве).

Греческие солдаты на площади Конак в Измире в 1920 году.
Греческие солдаты на площади Конак в Измире в 1920 году.

В результате поражения Османской империи в Первой мировой войне, 15 мая 1919 года Измир был оккупирован греческими войсками в соответствии с Мудросским перемирием. Согласно Севрскому мирному договору 10 августа 1920 года, город был включен в состав Греции. Территория Турции была разделена на сферы влияния между странами-победительницами (в частности, огромные территории должна была получить Армения). Греческая армия начала наступление вглубь Анатолии…

Карта раздела Турции по Севрскому договору 1920 года (напоминает раздел Германии после Второй мировой войны).
Карта раздела Турции по Севрскому договору 1920 года (напоминает раздел Германии после Второй мировой войны).

И вот тут вмешался в дело тот самый Мустафа Кемаль Ататюрк («отец турков»), которого в Турции до сих пор почитают больше, чем Ленина в СССР. Ведь он сохранил целостность страны после распада Османской империи. В августе 1922 года турки прорвали греческий фронт и уже в сентябре заняли Измир.

Памятник Ататюрку на центральной набережной Измира.
Памятник Ататюрку на центральной набережной Измира.

Греческие войска эвакуировались на кораблях, а турки подожгли христианскую часть города, а ее жителей, прежде всего греков и армян, стали массово вырезать. По разным оценкам, погибли от 10 тысяч до 100 тысяч человек, а пожар, продолжавшийся около 10 дней, практически полностью уничтожил христианскую часть города. Считается, что британская и французская эскадры могли помочь грекам, но не стали вмешиваться в греко-турецкий конфликт.

Отступление греческой армии в 1922 году.
Отступление греческой армии в 1922 году.

Однако гуманитарная катастрофа на этом не закончилась. Не менее 50 тысяч армян и греков (по некоторым оценкам, до 400 тысяч человек), в том числе тех, которых турки вынудили выселиться из внутренних районов Анатолии и Ионии, две недели бомжевали на набережной Измира в ожидании кораблей для эвакуации. Примерно такая же катастрофа случилась в ту эпоху с остатками разбитой белой армии и ее сопровождавшими в Крыму. Обмен населением между Грецией и Турцией продолжался вплоть до 1923 года.

Картина, изображающая вступление в Измир турецкой армии во главе с Ататюрком. Триумф мусульман над европейским городом: видна крепость Александра Македонского на горе Пагос, часовая башня на площадки Конак и даже брусчатка с трамвайными путями.
Картина, изображающая вступление в Измир турецкой армии во главе с Ататюрком. Триумф мусульман над европейским городом: видна крепость Александра Македонского на горе Пагос, часовая башня на площадки Конак и даже брусчатка с трамвайными путями.

Впоследствии турецкая сторона оправдывалась тем, что греческие оккупационные войска сами спровоцировали резню. Дескать, они первыми застрелили турецкого журналиста Хасана Тахсина и закололи штыками полковника Фетхи-бея и его безоружных солдат в исторических Желтых бараках (Сары Кишла), когда те отказались скандировать лозунг в честь премьер-министра Греции: «Зито о Венизелос!» («Да здравствует Венизелос!»).

Христианские беженцы на набережной Измира в ожидании кораблей для эвакуации в 1922 году.
Христианские беженцы на набережной Измира в ожидании кораблей для эвакуации в 1922 году.

Тем не менее, факт массовой резни греческого и армянского населения имел место, как и последующая организация турками концлагерей под видом трудовых батальонов. Были убиты многие православные священники, включая митрополита Смирны Константинопольского патриархата – Хризостом: его линчевали прямо на улице. Россия, которая в предшествующие века всегда защищала православное население от мусульман, не могла вмешаться, так как была занята гражданской войной. Да и убийство священников в ней самой стало распространенным явлением.

Православный митрополит Измира/Смирны - Хризостом.
Православный митрополит Измира/Смирны - Хризостом.

Рельсовый транспорт как символ европейского пути развития

Европейское влияние в Измире наглядно проявляется в том числе в созданной здесь современной системе транспорта, которая выгодно отличает город от остальной части Турции. В 1856-1867 годах была построена действующая поныне железная дорога Измир – Айдын длиной 130 км – первая на территории современной Турции и вторая в Османской империи (после линии Каир-Александрия). Она способствовала значительному росту местных промышленности и среднего класса.

С 2010 года на основе построенных ранее станций и путей была запущена сеть пригородных электричек İZBAN. Она включает две линии общей длиной 136 км с 40 станциями и ежедневно перевозит 150 000 пассажиров (это лучший показатель для всей Турции).

На электричке (используются современные составы из Испании) можно уехать в международный аэропорт Измира, в городок Сельчук, откуда рукой подать до древнего Эфеса, в городок Алиага, откуда ходят автобусы в Бергаму, известную руинами древнего города Пергам.

Метрополитен представлен открытой в 2000 году 20-километровой линией с 17 станциями (ежедневный пассажиропоток – 173 000 человек). В 2017 году в городе заработала трамвайная линия в Каршияке, а в 2018 году – независимый от нее трамвайный маршрут в Конаке (хотя на рубеже XIX - XX веков в Измире уже были трамваи). И, конечно, как везде в турецких городах, есть большой автовокзал (Отогар) на окраине, откуда можно уехать на комфортабельном автобусе в любую точку страны.

Современный трамвай в Измире.
Современный трамвай в Измире.

К слову, система внутригородского транспорта Измира включает 24 паромных линий, соединяющих 9 пристаней, не считая летних прогулочных линий на большие расстояния. Характерно, что введена система единого электронного проездного с пополняемым лимитом, действующего для поездок на метро, пригородных электричках, автобусах, паромах и трамваях. Нормальное явление для европейских городов, но для Турции – это большое достижение.

Большое значение для Измира имеет и морской транспорт.
Большое значение для Измира имеет и морской транспорт.

Также на канале:

Турецкая Венеция, или Дачи на Босфоре

Полет на воздушном шаре над Памуккале

Большой ипподром в Константинополе

Православные церкви Константинополя

Византийские фрески в Софии Киевской

Верона и ее Арена

Амфитеатр Пулы

Мавзолей Диоклетиана в Сплите

Как выглядели общественные туалеты в древнем Риме?

Этрурия - несостоявшаяся империя

Этрурия - соединенные штаты древней Италии

Откуда есть пошли этруски?

Загадка здания Z в Пергаме

Кому посвящена Красная базилика в Пергаме?

Как выглядит сейчас храм, который сжег Герострат?

Как христианство вернуло древние культы матриархата

Альбайсин - последнее прибежище мусульман в Испании

Мечеть-собор Мескита в Кордове