Вся Церковь делится на клириков и мирян. Клир – это все, кто служит Церкви, от привратников и чтецов до митрополитов и патриархов. Клирики осуществляют церковные обряды и таинства, проводят религиозные службы и руководят духовной жизнью прихожан.
Миряне составляют основную массу верующих, которая повинуется клиру и живет в «миру». Это рядовые христиане, не имеющие сана и не принявшие монашеских обетов.
В первые два века христианства между клириками и мирянами не было особой разницы. Тертуллиан говорил, что миряне то же самое, что священство: Господь там, где собраны две или трое во имя Его, все равно, миряне это или клирики.
Ориген считал, что каждый мирянин – священник и принципиально ничем не отличается от апостола Петра, если верит так же, как и он. «Грешит против Бога каждый епископ, – писал александрийский богослов, – который исполняет свое служение не как раб с прочими сорабами, то есть верующими, но как господин».
Все вопросы в Церкви лишались совместно клириками и мирянами, которые участвовали и в соборах, и в выборе епископов. Если у епископа возникали разногласия с «пасомыми», он старался их переубедить и ничего не делал, пока все не приходили к общему мнению. В это время даже Римская церковь считала, что решение важных дел надо предавать на рассмотрение «пресвитерам и всему народу».
Но уже к концу II века положение стало меняться. В «Климентинах», написанных примерно в середине III века, ясно сказано: «Назначение епископа – повелевать, а назначение простых христиан – слушаться, ибо епископ – наместник Христа». Клир, духовенство – это ordo, то есть власть (так в Риме называли сенат), а миряне – всего лишь plebs, подчиненная им масса.
Того же мнения держался и Киприан Карфагенский, считавший, что «епископу одному предоставлено начальство над Церковью». Еще ясней и наглядней об этом говорилось в «Постановлениях Апостольских»: «Пастырь – это после Бога земной бог ваш».
По новым представлениям, без епископа христианину ничего нельзя было делать, даже давать милостыню. Поскольку епископ отвечает только перед Богом, недопустимо требовать у него никакого отчета, призывать к ответу и следить за тем, что он делает и как распоряжается церковным имуществом. Не следует также докучать ему своими просьбами: для этого лучше обратиться к его помощнику, диакону. Пастырь – это голова, а миряне – даже не тело, а хвост.
От простой общины, где все верующие были равны между собой, Церковь быстро перешла к строгой иерархии по образцу Ветхого Завета. Духовных лиц в христианстве начали сравнивать с левитами – одним из 12 израильских колен, которое посвятило себя служению Богу и за это получало десятину от 11 других колен. «Правила апостольские» предписывали: «Как в Ветхом Завете священники имели содержание от мирян, так и в Новом Завете те, кои живут для Церкви, должны питаться от нее же».
Духовенство превратилось в особое сословие, которое не могло участвовать в мирских делах, поскольку его миссия – служить Богу. «Епископ, пресвитер и диакон не должен принимать на себя мирских попечений, иначе да будет извержен из священного сана», – говорилось в тех же «Правилах». «Каждый из клириков или служителей Божьих, – предписывал Киприан, – должен служить только алтарю и жертвам и заниматься только молитвами и молениями».
Статус духовенства вырос так высоко, что вдовам епископов, священников и диаконов запрещалось снова выходить замуж – чтобы после священного супружества не ронять себя браком с простыми смертными. Статус мирянина, наоборот, все больше падал. Мирянину запрещено было даже проповедовать: ему следовало только «отверзать слух» и повиноваться облаченным в священный сан учителям (64-е правило Трулльского собора, VII век).
Разрыв между мирянами и духовенством закреплялся тем, что большинство мирян было не христианами, а только оглашенными: в то время христиане старались креститься перед самой смертью, чтобы смыть крещением все грехи и чистым войти в рай. Это обстоятельство еще сильнее отделяло мирян от клириков.
Само духовенство тоже не было однородным. В IV веке церковные служители уже четко разделились на старший и младший клир. «Старший» – это три священные степени: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Младшие или низшие клирики – все, кто выполняет служебные и вспомогательные функции, не получая благодать священства. Они только «причтены» к духовенству, поэтому их называют причтом.
В старший клир посвящают через таинство рукоположения – хиротонию, которая проводится внутри алтаря епископом и наделяет посвященного духовной властью. Для младших клириков такого таинства не требуется: епископ просто благословляет их на служение через наложение рук вне алтаря (этот обряд называется руковозложением, или хиротесией).
Из всех степеней клира только священники и епископы имеют право осуществлять таинства, и только епископы – посвящать мирян в клириков.
Другие статьи на ту же тему:
- Откуда взялись диаконы, священники и епископы
- Как крестили англов: миссия на север
- Великие богословы. Григорий Двоеслов, римский папа и православный святой
- Великие богословы. Василий Кесарийский, богач, святой и дипломат
- Великие богословы. Григорий Назианзин, неудавшийся патриарх
- Великие богословы. Неистовый Тертуллиан и «алмазный» Ориген
- Как апостол Павел выглядел в глазах современников
- Великие еретики. Симон Волхв
- Великие еретики. Павел Самосатский
- Великие еретики. Маркион, отделивший Новый завет от Ветхого
- Кто такие гностики и чего они хотели
- Великие еретики. Гностик Валентин: мир сотворила любовь
- Великие еретики. Монтан – обновитель христианства и «первый протестант»
- Великие еретики. Манихеи, пожиратели света
- Великие еретики. Пелагиане и вопрос свободы воли
- Самые странные и причудливые секты. Мерзости борборитов
- Суицидные циркумцеллионы
© Владимир Соколов
Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":