Найти тему
home-music

Самодельщикам: о ламповом усилителе звука

Около года назад, на платформе бывшего Прибоя, родился макетный вариант лампового двухтактного усилителя, собранного на лампах JJ EL34. Какое-то время потребовалось для поиска звука. Хотелось поймать за хвост настоящий звук. В нашем понимании это означало, что звук большого симфонического оркестра будет звучать правдоподобно: динамика, глубина баса, прозрачность, воздушный верх, эффект присутствия. Звучание БСО будет угадываться с половины оборота. Какое-то время это не удавалось. Обидно, рядом стоящий ламповый Лаксман обеспечивал этот эффект. В конечном итоге нашли путь решения и звук появился. Для убедительности и гарантии отсутствия субъективизма, в этой работе приняли участие разные люди: человек с «большими» ушами (Дмитрий Петушков), а позднее режиссеры консерватории Екатеринбурга, поэт и музыкант и еще звукорежиссеры. В результате, мы стали уверены в конструкции и звуке. Усилитель хорошо звучит и на других жанрах, т.е. не только на классической музыке. Людям, принявшим участие в данной работе, земной поклон. Сейчас мы уверены в полученном результате. Это многого стоит.

Планировалось, что макет усилителя будет разобран и создан новый дизайн. Однако, время шло, усилитель работал и никакие «мухи не кусали». Провели отслушивание ламп в предкритичных режимах. Действительно, как и утверждалось, звук стал насыщенней и, как будто, даже интереснее. За это пришлось поплатится двумя лампами. Напряжение в сети гуляет. Установленный рабочий ток выходных ламп 96ма при напряжении 225В перекалил их при сетевом напряжении 245В. Урок)).

Отдельно хочу сказать о комплектации и параметрах. Для макетного усилителя были взяты бюджетные лампы JJ, штатный силовой трансформатор Прибоя, прибоевские платы, модифицированные под принятую схему усилителя (перерезанные дорожки, проводные перемычки и пр.) Ранее были отслушаны выходные трансформаторы на простом железе 0.5мм. Теперь, для макетирования взят набор трансформаторов на железе М6 0.3мм. КНИ и КИИ усилителя были отстроены до транзисторного уровня, что в целом обеспечило точность и ламповость звука. Только даваемые ранее «советы бывалого» от Николая Шапкина всерьез не принимались. Попытки использовать дорогие гнезда другие конденсаторы для макета усилителя на приборах не отражали своего присутствия. В результате макет жил на «отбросах», обеспечивая первоклассный звук. Да здравствует инженерия!!! В конечном итоге разбирать макет уже не хотелось. Был изменен корпус и готовился шаг по окончательному оформлению. Перед разборкой усилителя для покраски екнуло, и решили провести сравнение на слух разных проходных конденсаторов. Такую вот мелочь. Участвовало в сравнении восемь типов конденсаторов. Опыт получен.

В нашем случае победа за конденсаторами WIMA. На одной полке оказались винтажные конденсаторы серии К73. Тональность звука несколько отличалась, но сила звука была равна. Различие тональности кроется в особенностях конструкции и времени прогрева. WIMA – новые конденсаторы, К73 уже видавшие звук)). И еще номинал конденсаторов. Например, конденсатор между входной лампой и дифкаскадом по схеме 0.33мкф, а лучший звук услышали на номинале 2.2мкф. Интересно, конденсаторы Мундорф номиналами 0.33 и 1.0 при прослушивании дали одинаковый результат. Собирая усилитель после покраски шасси и корпусных деталей, заменили проводку на однотипную и большего сечения, установили новые медные гнезда RCA, качественные (=дорогие) латунные терминалы для акустики, входное гнездо 220В из меди, увеличили сечение проводки до трансформатора. Мне не подобрать для описания те обретения в звуке, которые получены после перечисленных изменений. Появилась дополнительная солидность звука, спокойная подача, рисующая настоящие музыкальные образы. Я благодарен советам Николая Шапкина.

Таким образом Прибой получил еще одну жизнь. Правда уже под новым брендом и с новой маркой. Пусть жизнь у него будет долгая, и он сможет радовать своих владельцев.

Автор: Юрий Кобзарь