Найти в Дзене
МедиаПраво.ком

Обяжут ли блогеров публиковать свои контакты? Размышления

Оглавление

Так называемый Закон о блогерах был принят еще в 2014 году. Блогер с суммарной аудиторией в 3 000 уников в день включался в специальный реестр Роскомнадзора. Блогер наделялся некоторыми правами и обязанностями, свойственными традиционным СМИ, что выглядело в то время логично, хотя и спорно. В частности, блогер был обязан публиковать свои контактные данные.

Часто заголовки не отражали сути закона о блогерах.
Часто заголовки не отражали сути закона о блогерах.

Реестр блогеров упразднен, но что дальше

Может у Роскомнадзора прошла любовь к блогерам, может поняли бессмысленность затеи, но в 2017 году статью 10.2 Закона "Об информации ..." отменили, блогеры утратили свой правовой статус, реестр снесли, все вернулось на круги своя.

Чего я вдруг о нем вспомнил, ведь уже четыре года прошло с момента отмены блогерского закона?

Просто смотрю, что происходит в информационном законодательстве и понимаю — не за горами тот день, когда блогеров опять наделят каким-нибудь статусом.

Иноагенты у нас уже есть. Все как полагается — со своим реестром и маркировками контента. Соцсетям дали свой закон. Мессенджерам и всевозможным форумам тоже: назвали организаторами распространения информации. Поисковикам также специальное нормативное регулирование. Все это аккуратно сложено и упаковано в "пакет Яровой".

А блогеров-то забыли, что ли? Да кто бы поверил...

Инфлюенсеры имеют огромную суммарную аудиторию, которая многие традиционным СМИ даже не снилась.

Анонимность в сети не нужна. Или нужна?

Скорее всего, законодатель снова обяжет блогеров размещать свою контактную информацию.

Например, как было в отмененном блогерском законе и как есть в текущем законе о СМИ — сетевые издания обязаны публиковать выходные данные: адрес редакции, ФИО главного редактора, телефон, электропочту.

Понятно, что это нужно для деанонимизации. Мол, хочешь открыто писать — пиши, но будь готов ответить за свои слова.

Пример из защиты авторских прав

Аналогичные примеры есть, например, в статье 10 Закона № 149 "Об информации...". Мало кто обращает внимание на часть 2, которая предназначена для защиты авторских прав в интернете, но распространяется на всех владельцев сайтов:

каждый владелец сайта обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет".

Эту обязанность в момент принятия закона обосновали защитой авторских прав и борьбы с пиратством.

Но пиратство полностью не истребили, хотя нелицензионных фильмов стало действительно меньше.

По моему мнению, пиратского контента стало меньше не благодаря блокировкам, а благодаря доступным ценам в онлайн-кинотеатрах. Количество же сайтов-нелегалов не уменьшилось, а напротив —количество зеркал заблокированных сайтов не поддается исчислению. Их просто стало сложнее найти.

Правда также просто они и блокируются: Мосгорсуд завален такими однотипными исками. Но я немного отвлекся с примерами.

Известный афоризм из к/ф Белое солнце пустыни. Петруха не хотел жениться, не посмотрев профайл: вдруг там крокодил какой ))
Известный афоризм из к/ф Белое солнце пустыни. Петруха не хотел жениться, не посмотрев профайл: вдруг там крокодил какой ))

Анонимность вообще существует?

Блогеры в большинстве своем не имеют своих сайтов, выбирая для творчества популярные площадки типа YouTube, Instagram, Facebook или Дзен с ВК. Поэтому и требование части 2 статьи 10 Закона "Об информации ..." на них не распространяется.

Многие авторы пишут под псевдонимами и не указывают свои контакты.

Понятно, что правоохранительные органы могут установить личность почти любого, но на поиски уходит время. Если автора идентифицировать не получится, ну уж тогда подключаются блокировки контента.

Плюс для истребования сведений нужно законное основание, хотя бы заявление от потерпевшего. Да и не всегда публикация контента уголовно наказуема. Чаще всего — это административка или диффамация.

Гораздо проще обязать всех блогеров публиковать свою контактную информацию. А тех, кто не согласен отключим газ, внесем в реестр запрещенной информации и будем блокировать. Или штрафовать. Или штрафовать и блокировать, ну вы меня поняли.

Я же считаю, что сейчас существует лишь условная анонимность.

Всегда ли нужна анонимность?

У нас ведь как бывает. Хочется сохранить свою анонимность, но только чтобы все другие представлялись по форме.

Но легко вспомнить случат, когда обманутые рекламой, или гивами, или инфоцыганскими курсами люди не знают, что делать, куда бежать.

Мошенников же разного рода анонимность только поощряет. Вот и фото свои не стесняются выкладывать, но: имя другое, фамилия не та, а адреса вообще нет. И как его искать?

Нужно ли блогеру приобретать статус СМИ

Если все-таки дойдет до законодательного запрета писать анонимно, или когда до этого дойдет, то, возможно, блогерам будет правильнее зарегистрироваться в качестве СМИ. Так хоть помимо обязанностей есть и права: например, запрашивать информацию у любых организаций.

О плюсах и минусах регистрации сайта или блога в качестве СМИ я уже писал, и пора бы уже обновить таблицу. Заглядывайте, скоро обновлю.

Фото https://pixabay.com/
Фото https://pixabay.com/

Выводы

Наблюдайте за новостями. Как только появится какой-нибудь инфоповод, под соусом которого можно обязать всех блогеров публиковать свои настоящие имена и адреса, значит мои прогнозы вскоре сбудутся. Такими возможными инфоповодами я считаю сообщения об угрозе безопасности для населения в целом, для детей в частности.

Законы для соцсетей —это одно. А заставить блогера писать под своим именем — это другое (цы).