Найти тему
дневник ролевика

Культ национального оружия - как признак деградации и гибели государства

...Мне казалось, что меч - это просто орудие боя.

Я любил свой клинок, но без ложного пафоса слов...

(с) А. Белянин.

Культ оружия - явление, стихийно возникающее в некоторых обществах и связанное с почитанием, превознесением, облагораживанием определенного вида оружия, которое в этом обществе, как правило, является или являлось национальным. Оружие при этом может быть любым, но историческая практика показывает, что, как правило, предметом культа становится оружие холодное. Чаще всего это мечи или сабли (далее условно, для краткости - мечи). Реже - огнестрельное или метательное оружие.

Культ топора автору неизвестен ))

В данном случае мы будем рассматривать культ меча, как самый распространенный в мире. О более редких - как-нибудь в другой раз.

Культ оружия - не просто любовь к нему. Это иногда почти что обожествление, чрезмерное облагораживание, наделение объекта почитания почти человеческими свойствами личности - и качествами духа. Чаще всего, можно сказать - практически всегда культист облекает предмет своего поклонения - меч - ореолом благородства, чистоты и почти что святости. В народе, где существует культ меча, существует и развитый его этикет - как показывать меч, как его хранить, как с ним обращаться, и т.п. Неуважение, проявленное к мечу, может восприниматься более страшным, чем неуважение к человеку.

При этом меч всегда - наследник, олицетворение и хранитель воинской доблести народа. Память о прошлых войнах (победоносных, конечно же, иначе в чем смысл?), свершениях и героях. Культ меча часто сопутствует культу предка. В этих условиях особенно древние мечи обретают наивысшую ценность, они передаются из поколения в поколение, но... Все чаще и чаще висят на стене, вместо того, чтобы сносить вражеские головы.

Почему?

Так в бою меч и сломать можно, хоть старинный, хоть не очень...))

И при этом - обратите внимание! - культ меча в большинстве случаев появляется в обществе, которое не воюет. Среди людей, которые не знают, что это такое на самом деле - получить страшную рубленую рану, почувствовать на себе теплую кровь врага или друга, стоически терпеть, зажав зубами деревяшку, труд полкового коновала, который шьет тебя по-живому...

Там, где все это знают, в социуме, который ведет частые войны (не дуэли! Именно войны!), культ меча (оружия в целом) или не возникает вообще, или хотя бы не принимает гипертрофированных форм.

Культ меча - это компенсаторный психологический механизм, своего рода комплекс перед славными предками-воинами, повторить подвиги которых при всем желании невозможно.

-2

Примеры?

Япония. Самый яркий и классический пример. Культ меча там возник, как и "кодекс самурая бусидо", уже в эпоху Эдо. Уже в эпоху мира, когда длинные боевые мечи были сломаны и переточены на укороченные гражданские. Когда страна прекратила воевать - внутри было уже не с кем, а наружу этот народ практически не совался. В этих условиях японский меч оброс громадным пластом мистических представлений о самом себе. У японцев, например, мечи разделяются в том числе на "несущие смерть" и "несущие жизнь". Не спрашивайте меня, как возможно последнее, я не японский мистик...)

Войны прекратились - а пыл-то остался. Фехтование как практика сохранилось, даром что даже дуэли насмерть японцы периода Эдо часто вели на деревянных мечах. И ничего смешного в этом нет, тот же Миямото Мусаси не один десяток человек упокоил простой деревяшкой...)

Меч становился символом духа воина - и все вместе это облагораживалось до полного безобразия. Тогда же возник прообраз "кодекса самурая бусидо" - "Хагакурэ", трактат, написанный в 1716 году.

Просто интересу ради... Автор вот этих примечательных строк, Ямамото Цунэтомо:

Я постиг, что Путь Самурая – это смерть.
В ситуации «или–или» без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй.
"Сокрытое в Листве" - "Хагакурэ"

Сам не совершил сэппуку после смерти своего князя Набэсима Мицусиги. Несмотря на то, что "самураю положено".

Хотя, справедливости ради, тут дело еще и в том, что сюзерены Ямамото практику сэппуку не одобряли.

А в Средние века никакого особенного глобального кодекса у самураев не было. Были своего рода уставы, принятые в каждом конкретном клане - и все.

Кончилось все - технической стагнацией и черными кораблями. Кончилось 1863 годом. Потом началась уже новая история Японии - тоже с культом меча и тоже с плачевным результатом: 1945.

Ладно, с Японией понятно... Кто следующий на очереди?))

Польша.

Культ сабли в Польше возник - именно на национальном уровне - только в конце XVIII века, а развился и стал поистине всенародным только к концу XIX. Именно тогда, в 1898 году, неким Бертолаком была озвучена мысль о существовании особой польской школы фехтования на саблях - "крестовки". Никаких объективных сведений об использовании этой техники реальными бойцами-поляками XVI-XVIII веков нет.

-3

Как-то они, без сомнения, рубились - но вот единой школы сабельного фехтования, как таковой, в пору безусловной ее необходимости так и не создали.

Как и русские, впрочем - нет у нас "национального" боевого фехтования, хотя есть свои Синявские, пытающиеся таковое из головы выдумать. Синявский, разработавший "крестовку" в XX веке, брал за основу немецкое позднее фехтование.

Поляков, проигравших глобальную борьбу за сохранение государственности в конце XVIII века, надо думать, просто люто жгло от осознания этого факта. Это очень унизительно, когда твою страну делят на части, а ты ничего не можешь с этим поделать, разве что изречь сакраментальное "Курвы, пся крев!". Особенно - с учетом национального шляхетского гонора...)

Для шляхтича-"рыцаря" XVI-XVII века сабля была просто оружием. Ее любили, ее уважали, без нее не появлялись в приличном обществе - но ее еще не боготворили. Она была просто оружием.

Период возведения в культ польской сабли начался в в XVIII веке, когда парадно-декоративная сабля (в основном это разновидности карабелы) отделилась от боевой. "Придворная" сабля уменьшилась в размерах и массе, зато приобрела богатую отделку. Мода писать на клинках возвышенные девизы стала массовой, например:

"Mater protectrix Poloniae sub Tuum praesidium confugio" - "Мать-защитница Польши, отдаюсь под твое покровительство",

"Pro gloria et patria" - "За славу и родину",

"Dulce et decorum est pro patria mori" - "Радостно и почетно умереть за родину", и так далее. И на латинском языке, и на польском - например, "Не носи меня без чести, не касайся меня без причины".

Или "Оружие несет мир".

Или "Вера в Бога, доверие - к сабле, а язычников пусть заберет дьявол".

При этом чем больше поляки превозносили свои сабли - тем больше слабела сама Польша. Кончилось все известно как - вновь независимость Польша обрела только в начале XX века, после краха Российской империи.

И сразу начала опять сабли изобретать.

Так что, дамы и господа... А может, то, что в России нет культа национального оружия - оно и не так плохо, а?))