Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Твердый знак причастности к Небесному Царству – это жаркое желание участвовать в божественной службе

Есть такой университет, даже – академия некая, который нужно всем закончить. Это участие в богослужении. Это – литургическая молитва. Это некий наш общий с вами университет. И мы должны учиться в нем, может быть, даже до смерти, никогда не считая себя достаточно образованными в этих вопросах.

Скажу вам о некоторых моментах Божественной Литургии (их мы слышим постоянно) для того, чтобы с большей любовью и вниманием присутствовать на службе. Здесь мы можем вымолить у Бога все. И твердый знак причастности к Небесному Царству – это жаркое желание участвовать в божественной службе. Не отстоять службу, не побыть на службе, а именно участвовать в службе. Мы приносим жертву Богу умную и словесную. Богу Слову – словесную службу. Уму Превечного Отца – приносим умную службу.

Литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». И уже в этот момент каждый пришедший на службу может смело говорить себе: «Господи, не лиши меня Царствия Твоего. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Хочу быть в Царствии Твоем! – просите этого у Бога уже в первую секунду. Это такая центральная тема.

С чего начинает молиться Церковь? С прошения о мире. Мирная ектения. Длинные прошения, в которых, по возможности, охватывается судьба всего мира. Мы пытаемся молиться о всех. О всем мире. Главное, всему миру быть в мире. Потому что больше всего нам не хватает именно мира. Христос – мир наш. Он пришел примирить – дальних, и ближних, Ангела и человека, Отца и творение. Как Иоанна Кронштадтский говорил: «Умири мятущуюся душу мою». Какие правдивые слова. Душа дергается всю жизнь. А надо мира душе. Умири!

Потом – внимание! Антифоны поются на Литургии. Это псалом сто второй и псалом сто сорок пятый. Хвалебные псалмы. «Благослови, душе моя, Господа!» и «Хвали, душе моя, Господа». Литургия – это праздник. Надо знать их наизусть.

Дальше – когда Евангелие читают, что можно в сердце сказать? Слова Самуила. Когда Господь призывал его в служение, Он звал его по имени. Самуил... Самуил... И Самуил отвечал: «Говори, Господи. Слушает раб Твой». И вы говорите эти простые слова: «Говори, Господи. Слушает раб Твой. Сейчас диакон развернет Евангелие, и Бог будет со мной разговаривать». А что мы читали в Евангелие? Надо напрягать свой внутренний слух.

Потом – ектения сугубая, где мы говорим по три раза: «Господи, помилуй». Там можно представить земную жизнь Христа, который был единственный здоровый человек посреди лепрозория и сумасшедшего дома. Там слепой, там – горбатый, там – прокаженный, там – скрученный, там – бесноватый... Это был какой-то ужас. И все ходили за Христом, хватали Его за руки, касались Его ризы. Мы, когда говорим: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй», можем представить ту картину, когда Господь был окружен этим народом. И нам можно войти в эту гущу больных людей и сказать: «И я такой же. И мою дочку вспомни. И моего сына помяни. И меня распрями, ибо я скрюченный. И мою проказу отними, ибо я прокаженный. И мои глаза открой, ибо я тоже слепой». Это все тоже про нас.

Если на службе есть ектения о оглашенных, о некрещенных, о не могущих молиться, то мы с вами имеем ответственность за весь мир. На Христиан Бог положил ответственность за всю вселенную. В этом мире много миллиардов людей некрещенных. И эти массы некрещеных людей требуют молитвы. Молитесь за всех. Поверьте, молитва бесплодной не бывает. Не бывает бесполезных молитв, не услышанных и не исполненных. Может быть, не сразу. Может быть не сейчас. Но когда-нибудь непременно исполнится.

Потом «Херувимскую» поют... Это единственная песня. Короткая по словам и длинная в исполнении. За ней трудно уследить умом, и в это время рассеиваются мысли. Чтобы мысли не бегали, вы все должны в это время прочитать псалом покаянный. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И вы почувствуете, как хорошо на службе читать покаянные псалмы, как сердце хочет покаяния, как оно чувствует, что здесь Христос.

И когда уже приносится бескровная жертва, когда священник восклицает: «Горе имеем сердца», думайте, где наши сердца. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А где наше сокровище? Сокровище наше одесную Отца, на Небесах. И мы ждем Его на Страшный Суд. И наш ответ восклицающему священнику: «Сердце наше у Господа. Не переживайте».

«Благодарим Господа!» Некоторые святые говорят, что в это время, когда священник умоляет о схождении Духа, во-первых, мы должны помочь священнику. Мы тоже можем сказать: «Не отвергай нас от лица Твоего. Дай нам Духа Твоего святого». Любую молитву скажите. Вы участвуете в евхаристии. Вы тоже участники литургии. А еще в это время можно преклонить колени и помолиться о самых стыдных, самых страшных, самых подлых своих грехах. Потому что в это время Небо – открывается. Все соединяется – небесное и земное, и мы близки-близки Господу. И Сам Господь здесь, на Престоле лежит. Как младенец в яслях. Проверьте и увидите. Именно во время евхаристического канона душа окатывается самой чистой и самой свежей водой.

Ну а дальше остается только собраться и готовиться к причастию. При этом алтарь это закрытый камнем Гроб Господа Иисуса Христа. Елика-елика... Еще минутка-другая ... Ангел Господень отвалит камень от гроба, и к нам снидет Христос. Лично Христос. Сам Христос на руках архиерейских, на руках иерейских в Чаше вам преподастся для еды и питья. Будете есть и пить Плоть и Кровь Сына Божия, который стал Сыном Человеческим. Съедите, потом поцелуете нижний край чаши, как ребро пробитое. Как то ребро, из которого потекла кровь и вода, как то ребро, из которого Церковь родилась. Из ребра Адамова Господь жену сотворил. А из ребра Иисусова Сам Иисус Церковь родил.

И дальше уже совсем последнее. Нужно будет унести Христа с собой туда. В холодный, суетный, дерганый, слякотный, безумный (этот безумный, безумный, безумный мир!)

Потому что там Христа не хватает. Здесь Христа много. Как воды в море. А там Христа не хватает. Там злоба, зависть, осуждение, суета, сплетни. И вы должны (и я – должен) принять Христа в сокровищницу сердца, как в дароносицу. Унести его туда. Чтобы и там был Христос. Там нет Христа. Как же жить? Надо, чтобы и там Он был. Поэтому, мы споем. «Видехом Свет истинный. Прияхом Духа Небесного». Уносим Христа в мир и достойно благодарим Господа. Не сквернословим. Не празднословим. Не клевещем. Не осуждаем. Не завидуем. Ерунду по телевизору не смотрим. Псалтирь наизусть учим.

Любим Бога и в Боге любим ближнего. Это будет достойное благодарение искупителю Нашему. Надо жить по Божьему. У Христианской Церкви есть только одна проблема. Это христиане. Мы сами не такие, какими должны быть. И это единственная проблема христианской Церкви. Все остальное – ерунда. Вплоть до дьявола. Если бы мы были тем, кем мы должны быть, никого не страшно. Но проблема остается. Потому что мы не совсем те, что должны быть. А тем, что мы должны быть, сделает нас Он – воплотившийся от Девы, крестившийся во Иордане, распятый на Голгофе, восставший в третий день по Писанию из мертвых и преподающий Себя в пищу верным. Аминь. И Богу слава.

Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.

Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников