Найти в Дзене
Особое мнение

Имперцы или Братья Бури? Записки о главном моральном выборе игры десятилетия.

Оглавление

В этом году мы отмечаем десятилетие со дня выхода одного из самых узнаваемых проектов за всю историю игровой индустрии. The Elder Scrolls : Skyrim и по сей день остается, во многих своих аспектах, законодательницей мод. Игра выпущена уже, пожалуй, на всех возможных платформах. Ее научились запускать на таких приборах, которые вообще не предназначены для гейминга (например, на холодильниках). Не найдется, наверное, человека, хоть раз игравшего в какую-нибудь простенькую бродилку, который не знал бы, что такое Скайрим.

Сегодня, спустя годы после выхода этой игры, когда люди пресытились такими шедеврами, как: The Witcher 3: Wild Hunt , Detroit Become Human, Grand Theft Auto V, Red Dead Redemption 2 и так далее, Скайрим все еще остается достаточно презентабельной игрой, в которую, даже обладатели мощных игровых компьютеров, возвращаются, время от времени. Тех из нас, у кого эта игра в сердце оставила неизгладимый след, и сейчас привлекают теплые воспоминания пережитого приключения в поистине огромном и детально проработанном мире. Мы снова хотим посетить прохладные, но в то же время, по-домашнему теплые, улицы Вайтрана, взобраться на Высокий Хротгар, преодолев семь тысяч ступеней, вновь отыскать в каналах под Рифтеном кишащую отребьем Буйную Флягу, вонзить нож в сердце Старой Грелод, ощутить восторг от посещения Совнгарда…, перечислять можно бесконечно. И при этом игра все еще способна удивлять, открывая какие-то моменты, которые мы не замечали в первое, второе, седьмое прохождение. Ведьмак, при всем уважении, после первого прохождения, не вызывает такого же чувства таинственности, несмотря на то, что он так же является очевидным шедевром индустрии.

Совнгард просто прекрасен, не правда ли?
Совнгард просто прекрасен, не правда ли?

Можно ли сказать, что Скайрим – это произведение искусства? Мы давно перешагнули уровень тех первых игровых автоматов, около которых детишки могли задержаться на время, пока их отец чинно попивал свой утренний кофе в местной забегаловке. Сегодня, AAA-тайтлы, вытягивают, иногда, из своих создателей больше денег, чем качественные голливудские блокбастеры. И, как и прочие великие проекты от искусства, современные игры предлагают своим потребителям принять участие в разрешении глубоких моральных дилемм. Поэтому, я считаю, что, да.

Скайрим сложно обвинить в нелинейности повествования, во всяком случае, по сравнению с современными играми. Однако несколько ключевых решений нам все же принимать придется, и, поверьте, вам будет непросто решить, как поступить в том, или ином случае. Например, дракон Партурнак. Некогда он был правым крылом Пожирателя миров. Вместе с ним он творил смертоубийство жителей Скайрима, но, позже, раскаялся в своих деяниях, предал своего повелителя, переметнувшись на сторону людей. Он посвятил себя высокой цели – покровительству тех, кто встал на пусть голоса, мирно практикуя ту’ум, вдалеке от цивилизованного мира. Игра ставит перед нами выбор – пощадить Партурнакса, простив старые грехи (весьма существенные, если подумать), или же покарать его за содеянное, поскольку есть вещи непростительные (здесь я нахожу определенное сходство с Регисом из Ведьмака).

Таких выборов игра дает множество. И все же, главным для меня, как и для многих, остается политическая судьба Скайрима. Имеют ли права норды на самоопределение вплоть до отделения? Есть ли у имперцев моральное право оказывать отпор национально-освободительному движению своих северных собратьев? Почему самые близкие люди становятся друг для друга злейшими врагами и не видят своего настоящего противника? Что вернее – сила единства, или единство силы? И что же, в конце концов, на самом деле, задумал Талмор? Скрытых смыслов в этой игре, как вы уже поняли, предостаточно. И, как и в любой хорошей истории, нам не объясняют где белое, а где черное. А стоит нам самим сделать такой вывод, как игра бьет нас обухом по голове, вскрывая очередную грязную тайну полюбившегося персонажа.

В поисках корней.

Чтобы разобраться кто прав, а кто виноват, предлагаю обратиться к лору игровой вселенной. Континент Тамриэль является самым многонациональным и, соответственно, многокультурным на планете, зовущейся в этой вселенной коротким и лаконичным именем Нирн. Тысячелетиями кипели здесь страсти, а войны и эпидемии сталкивали цивилизации, унося с собой бесчисленное количество жизней. Иногда, выдающиеся политические деятели создавали крупные государства, но ни у кого не получалось объединить весь материк. Так было, пока однажды великий полководец по имени Талос не сумел объединить под своей карающей дланью все народы континента. Норд по происхождению, он решил править из центра старых империй – Сиродила. Он сменил свое имя на имперское - Тайбер Септим. Император императоров привел народы Тамриэля к сравнительному миру и процветанию, обеспечив себе почет и уважение у всех людских рас Тамриэля.

Талос Атморский - национальный герой нордов и, по совместительству, бог
Талос Атморский - национальный герой нордов и, по совместительству, бог

Более 400 лет Империя представляла из себя монолитную скалу, которую, казалось бы, ничто в этом мире не способно обрушить. Впрочем, это действительно, не далеко от истины, поскольку уничтожили ее демоны из иных измерений. Возможно, когда-нибудь я распишу свои измышления относительно этого события, более известного, как "Кризис Обливиона", но это произойдет не сегодня...

Углубимся еще дальше. Планета Нирн является центром измерения Мундус, которое считается домом для светлых духов Эйдра. Смертные поклоняются самым могущественным из них. Эйдра известны, в большей степени, по своим сиродильским именам (сиродильцы, они же имперцы, жители политического центра Империи, определяют ее политическую и культурную линию): Мара, Дибела, Кинарет, Аркей, Юлианос, Стендар, Зенитар и их лидер, дух-дракон Акатош. Вместе они образуют Пантеон Восьми. Был, однако, еще и девятый Эйдра, - Талос. Тот самый Талос, которого за деяния по объединению континента, Эйдра, по легенде, обожествили.

Вокруг Мунуса, подобно яичному белку, скрывающему в себе желток, располагается измерение Обливиона. Это мир хаоса, населенный демонами, зовущимися Дэйдра. Они считают, что Мундус является частью Обливиона, а Эйдра просто захватчики. За всю историю мира смертных, ни раз, и ни два, вторгались Дэйдра в Мундус, чтобы восстановить свою версию исторической справедливости. Очередное такое вторжение приговорило Империю к быстрой деградации и распаду.

А если ближе к сути? Бывшие провинции некогда единого государства погрязли в междоусобицах, сектантских замашках элит и национализме. На острове Саммерсетт, населенном древним эльфийским народом Альтмер, поднялся из забытья древний орден Талмор. За короткий срок, Талмор стал политическим движением, национально-культурным лицом провинции и полноценным соперником разваливающейся Империи.

Талморский юстициар смотрит на тебя, как на,, - ну ты ведь меня понял, да?
Талморский юстициар смотрит на тебя, как на,, - ну ты ведь меня понял, да?

Длительная холодная война между двумя державами завершилась тем, что на юго-востоке континента Талмор воскресил Альдмерский Доминион - старую империю эльфов. Когда Доминион окреп, то начал давить на северного соседа, а, однажды, просто поставил Империи ультиматум, столь унизительный, что последняя пойти на него не могла. Эльфы требовали отдать южный Хаммерфелл, распустить личную гвардию императора - Клинков, выплатить контрибуцию и, что имеет ключевое значение, отказаться от почитания Талоса. Началась Великая война, в которой не нашлось очевидного победителя. Несмотря на бешеный идеологический заряд, преимущество в материально-техническом обеспечении, массовое применение запрещенных средств ведения войны (не находите никаких аналогий из реальной истории?), Доминион не смог полностью задавить Империю. Последняя, однако, понесла ощутимый урон. Боевые действия велись на ее территории, была разорена столица. Обе стороны не могли продолжать войну без ощутимого риска для своего существования.

Был подписан мирный договор, получивший название – Конкордат Белого Золота. Империя приняла условия изначального ультиматума, с небольшими послаблениями. Хаммерфелл, населенный темнокожим и чрезвычайно воинственным людским народом – редгардами, отказался подчиниться условиям соглашения. Провинция вышла из состава Империи и продолжила войну с Доминионом. Скайрим же был слишком ослаблен и ошарашен происходящим. Мне кажется, что норды просто не успели понять, что произошло.

Таким образом от некогда могущественного государства остался жалкий обрубок из 4 провинций, одна из которых была практически уничтожена в результате катастрофы Красного года, другая сильно поистрепалась на войне, а две оставшиеся прониклись недоверием ко всему миру и погрузилисьво внутренние проблемы.

Талос бы не одобрил
Талос бы не одобрил

Гражданская война

Таким образом, мы можем наблюдать серьезнейшие предпосылки гражданского конфликта в Скайриме.

Во-первых, социальная депрессия, поразившая нордов, из-за фактически признанного Империей поражения в войне с Доминионом, как и любая трагедия, провела скайримцев через все стадии общественного оглушения, от отрицания, до принятия, и/или убийственной решимости действовать.

Во-вторых, запрет на поклонение Талосу больно бил по национальным чувствам нордов. Да, можно сказать, что имперцы отворачивали свой взор от религиозной жизни нордов. Но, если кто-то попадался Талмору, Империя, не стесняясь, проявляла все возможные оттенки жестокости.

В-третьих, перед глазами у нордов стоял пример Хаммерфелла, который продолжил войну с Доминионом вне Империи и выбил эльфов со своей земли.

Социальное недовольство могло копиться годами и даже десятилетиями, как это всегда и бывает, если бы не Ульфрик Буревестник. Ульфрик – сын ярла владения Истмарк (северо-восточного холда Скайрима), сразу после войны, без ведома Императора, возглавил поход нордов-патриотов с целью подавить восстание Маданаха в старом двемерском промышленном регионе - Пределе, что на юго-западе Скайрима. Населявшее этот регион коренное население с бретонскими корнями, известное, как изгои, решили вслед за редгардами, объявить свою независимость. Ульфрик с особой жестокостью подавил восстание и сорвал мирные переговоры изгоев с имперцами. Более того, он поставил имперцам ультиматум, по которому Предел подчинится Империи только если та позволит официально почитать Талоса. Император сделал вид, что согласен, но через какое-то время арестовал Ульфрика и последний, на годы, попал в заключение.

Ульфрик в естественной среде обитания
Ульфрик в естественной среде обитания

Это послужило катализатором гражданского конфликта. Царящие в обществе Скайрима реваншистские настроения ускорились. Норды мечтали поквитаться с эльфами, считая, что без помощи нордов империя была бы сметена за считанные месяцы. Их переполняла уверенность, что, если бы Император не пошел на мирные переговоры, а продолжил бы наступление на юг, победа была бы за Империей. Многие норды готовы были попытать удачу в сольном режиме. При этом, они не замечают политического лицемерия, ведь, по сути своей, желают сделать то же, что задумывали изгои. Деятельность Ульфрика Буревестника в Пределе, а точнее ее последствия: то, как Империя раздавила надежды нордов на свободу совести, на взгляд нордских патриотов – прямое предательство со стороны Империи, непростительное оскорбление Скайрима и всех нордов. В довершении наслаивался еще и Талмор, присутствие которого в Скайриме просто бесило местное население.

Оставалось сделать лишь шаг, чтобы провинция сорвалась в обрыв смуты. И этот шаг, вернув себе свободу, сделал Ульфрик. По праву силы и древнего происхождения, он заявил свои претензии на трон. Он явился в столицу и вызвал юного Верховного короля Торуга на поединок. В недолгом противостоянии, Ульфрик вышел победителем. Этим жестом, он фактически выдвинул себя новым правителем Скайрима, а также объявил войну Империи.

Правые и виноватые

Уже на этом этапе нашего исследования, не сложно прийти к выводу, что вина явление, порой, весьма относительное, и серьезнейшим образом зависит от угла зрения. Постараемся в этом преуспеть, при этом не уходя в дальние дали, но к истокам вернуться снова придется.

Коренное население Скайрима – норды, древний народ, наиболее близкий к предполагаемой общей расе всех людей (недов). Он срисован создателями вселенной со Скандинавов (однако, с поправкой на то, что норды не питают особой любви к морю). Это благородные, степенные, консервативные люди, пекущиеся за свои обычаи традиции и родовую честь. Для нордов, в большинстве своем, нет оттенков правильного и неверного. Они не следят за политическими перипетиями, презирают интриги и уважают авторитет, основанный на силе и исполнении взятых на себя обязательств (хотя, это и не помешало им презирать Конкордат Белого Золота). Скайрим всегда был ударным кулаком Империи, козырем в рукаве в любых военных конфликтах. За всю историю вселенной, множество раз могущественные армии, искусные в магии и воинской науке, разбивались о несгибаемую волю северян.

Жители центрального региона континента – Сиродила, коловианцы и нибенейцы, которые в своем единстве именуются имперцами, особы куда более тонкой душевной организации, хотя так же, достаточно воинственны. Стремление к доминированию на континенте, бесконечные войны, которые Сиродил вел со своими соседями, тяга к организации и порядку, настолько вошли в быт этих людей, что у имперцев, в каком-то плане, отсутствует самоназвание. Союз Сиродила и Скайрима – это ядро Империи, без этого союза людской гегемонии в Тамриэле придет конец. Потому, Имперцы, будучи умным и хитрым братом, всегда относились к своему северному родственнику с глубоким уважением и стремились только укреплять культурно-политические связи.

Правящий император Сиродила Титус Мид II просто и понятно объяснял, почему ему пришлось принять условия Доминиона. Вторжение эльфов в Сиродил было отбито с большими потерями. Однако враг не был уничтожен полностью, он лишь отступил, утратив наступательный потенциал. Не было его и у Империи. Земли же Валенвуда и Элсвейра – северных регионов страны эльфов, не были благоприятны для ведения войны и в лучшие времена. Оказавшись на территории врага, не пострадавшей от войны, потрёпанная имперская армия могла быть разгромлена окончательно. Наступление в этих условиях продолжать было просто преступно. В то же время, Доминион продолжил крайне дорогостоящую и неудачную для него войну с редгардами. Удача, оставлявшая, в перспективе, широкие просторы для маневра.

Империи было понятно, что мирное соглашение служило лишь отсрочкой до нового этапа эскалации. Кроме того имели место предположения, что Талмор поставил своей задачей полное уничтожение людей, как расы. Поэтому, жизненно важной становится задача – решить свои внутренние проблемы и единым фронтом вступить в решающее противостояние. Получается, имперцы сражались за выживание вида человеческого, и считали, что находятся в полном моральном праве усмирять восставших нордов.

За что же сражались норды? Для начала нужно понимать, что Братья Бури, это не весь Скайрим, и далеко не вся страна поддерживает Ульрика. В данном случае, значение имеет , кого поддерживают элиты тех, или иных холдов, и насколько сильна одна, или другая партия внутри этих элит. Единства нет нигде, порой даже в семьях правителей авристократов. Поэтому, как бы Империи не хотелось, Восстание Братьев Бури – это не бунт, не мятеж, а полноценная гражданская война. И как любая хорошая война, ведется она на всех уровнях: внутри регионов, городов, семей, и, даже внутри самого человека.

И те, и другие, бьются за закон, за справедливость, за морально-нравственные идеалы, знакомые каждому коренному жителю Скайрима с рождения. Вот только каждая сторона смотрит на эти идеалы по-своему. Если лоялисты (назовем так сторонников Империи) принимают аргументы Империи, без удовольствия, скрипя зубами от клокочущей в их сердцах ярости и обиды, Братья Бури вывели для себя, своего рода, кредо – «ты либо сражаешься и погибаешь за правое дело, либо теряешь право называться истинным сыном (или дочерью) Скайрима».

Этим правым делом для них является вера в Талоса, почитание предков и древних законов, торжество человеческого в мире и нордского в Скайриме, отказ от подчинения недостойному (вне зависимости от того, кто, или что это; вне зависимости от того, что тактическое отступление не всегда поражение). Так за что все-таки сражались Братья Бури? За свою гордость, за свои амбиции, за свою честь (так, как они ее себе представляли).

А на чьей стороне был ты?
А на чьей стороне был ты?

Я был горд служить тебе, ярл Ульфрик.

Изучение личности предводителя восстания - половина работы по выбору стороны. В биографии Ульфрика Буревестника есть важнейшая веха, определяющая особую ценность данной фигуры для заинтересованных лиц. В юности, будущий ярл Виндхельма, показав склонность к искусству владения драконьими криками, и, как и полагается в таких случаях, был отправлен на обучение в Высокий Хротгар. Там, на вершине Глотки Мира, располагался древний храм ордена Седобородых – монахов, изучающих магию драконьей речи. Однако, не окончив обучение, Ульфрик сбежал на Великую войну, вместе с тысячами других нордских мальчишек, мечтающих о нетленной славе.

Именно "голос" помог ему отличиться в войне, так легко собрать армию, для вытеснения изгоев из Маркарта, убить Верховного Короля Торуга. Ульфрик шел к своей славе по головам других людей, многие из которых сорвал лично. В игре он предстает перед нами степенным и благородным человекам, от одного гласа и манеры держаться которого, игрокам должно стать неловко. Всем своим видом он внушает угрозу, скрытую внутри мощь, невероятную уверенность в себе и своем пути. Подозрительный человек скажет, что он грамотный карьерист, который использует все свои достоинства для реализации собственных политических амбиций. Его путь чем-то напоминает историю самого Талоса, который пролил реки крови, чтобы добраться до императорской короны. А затем он превратил эти реки в океаны. Цена величия. Трудно, однако, поверить, что этот человек спящий агент Талмора. Но это, вероятнее всего, именно так.

Мы узнаем об этом случайно, посещая Талморское посольство, из личных архивов первого эмиссара Талмора леди Эленвен. Игра не позволяет задать вопросы Ульфрику, выбить ответы из талморцев, рассказать кому-то о находке. Нас просто ставят в известность, что есть такой момент. Проникшиеся сердечной любовью к Ульфрику и движению нордов-революционеров, скажут, что это ложь, гнусные наветы со стороны Талмора. Лоялисты, потирая руки, довольные, словно хаджиты, после употребления изрядной порции лунного сахара, разнесут весть о предательстве Ульфриком народа Скайрима. Есть ли позиция у нас? Да, она таки имеется, но чтобы до нее добраться, нужно в последний раз вернуться к началу.

Тайный план Талмора

Некогда все заполняла бесконечно ужасная пустота – Аурбис. Не было ни времени, ни пространства, ни материи. В пустоте появились две концепции: света – Ану, и тьмы – Падомай. Они находились в равновесии, взаимодополняя друг друга, пребывая в состоянии вселенской неги. Чем они являлись, как они выглядели и каким образом взаимодействовали, не ясно. Ибо смертным нельзя постичь такого уровня восприятия реальности. Из "игры" света и тьмы родилась концепция всего сущего – материи, времени, жизни, бытия – Нир. Свет и тьма тут же бросились бороться за право обладания новой идеей реальности. Обнаружилось, однако, что концепция света помогала созиданию, а тьмы – разрушению. А так как бытие стремиться к увеличению жизненного пространства, Нир избрала Ану, в качестве компаньона, не отталкивая окончательно и Падомая. Ибо, для созидания более совершенного, менее совершенное необходимо уничтожать.

Вместе с Ану, создала Нир сущее – Мироздание. Не ясно, как оно было устроено, поскольку все сущее сейчас существует в рамках второй креации мироздания. Тьма пришла в неистовство от того, что в Мироздании не было баланса между нею и светом. Она обрушила свое недовольство на Нир и ее дитя. Итогом этого стали раны, нанесенные Мирозданию – оно погибало. Ану пытался спасти сущее, но преуспел лишь частично. Столкновение между Ану и Падомаем закончилось кризисом идей, простыми совами – они исчерпали друг друга, растворились друг в друге, сотворили концепции куда меньшего порядка. Те из них, которые откололись от света, поселились на руинах Ану в измерении, известном, как Этериус. Их часто называют звездами, так как свет их так ярок, что пробивается через нижние измерения, рассеивая любую тьму. То, что осталось от Падомая сформировалось в измерение Обливиона. Внутри этого плана (измерения), поселились материализовавшиеся концепции тьмы – Дэйдра.

Они бы с Альтмерами подружились
Они бы с Альтмерами подружились

Но было и третье измерение – нет единого мнения как оно появилось, поэтому я изложу ту версию, которую считаю наиболее логичной, совместив в ней легенды разных народов населяющих Тамриэль. Помимо чистых концепций воплощенных в Магне-ге (или звездах) и Дэйдра, были еще и смешавшиеся концепции. Кто-то называет их Эйдра, другие Аэдра, мне же больше по душе – духи Эт-Ада. Поскольку не находили они покоя ни в Обливионе, ни в Этериусе, задумали духи забрать себе остатки Мироздания, которые Ану тщетно пытался спасти от гнева Падомая. Осколки этого нечто провалились в Обливион и блуждали во тьме, медленно саморазрушаясь. Лидер духов, Лорхан (по некоторым сведениям, Дэйдра) воззвал к своим братьям и некоторым из Магне-ге (например, к Магнусу), чтобы те пожертвовали часть своего света, жизненной сущности, чтобы наделить этот мир стабильностью, вырвав его из Обливиона. Однако, жертва оказалась слишком большой, многие доноры были истощены и сошли в мир в смертном обличие. Лорхан привязал новый мир к себе, сделав себя бессмертным до тех пор, пока стоит этот мир.

Мир (центральная планета) получил название Нирн, а измерение, созданное духами – Мундус. Архитектор Мундуса – Магнус (которого, я считаю, неверно относят к Эт-Ада, так как он предстает во всех мифах, как лидер Магне-ге) попытался покинуть Мундус, оставив за собой свой аспект – огромное одноименное солнце, по сей день освещающее Нирн и наделяющее его магией Этериуса.

Отсюда и начинается моя личная теория относительно Талмора. Меры (Эльфы), восходящие своими корнями к древней расе Эльнофей, являли собой уцелевших жителей Мироздания. Об этом нам говорит босмерская теория происхождения мира. Лорхан, по всей видимости, выступает здесь аналогом Саурона, который соблазнил не только Эт-Ада и Магне-ге, но и самих Эльнофей, пообещав «починить» мир. Вместо этого, он исказил, извратил его, согласно своим желаниям. Вбил в ось этого мир своеобразные башни-заплатки. Каждая башня-заплатка являет собой центр силы, уничтожив который, можно обратить вспять ритуал Лорхана, вернуть все на свои места.

Кроме того, это, вероятно, решит и проблему недов - людских рас, произошедших от Эт-Ада. Меры могут презирать недов не только из-за тысячелетий войн и взаимных обид, но и потому что неды несут в себе частицу Падомая – вселенского зла. Истребление недов для меров, равноценно очищению мира от скверны. И, так-как Эт-Ада привязали себя к Мундусу, отдавая свою божественность на его строительство, если новый мир погибнет, исчезнут и люди. Они могут развоплотиться и исчезнуть из мира, погибнув вслед за Мундусом, либо обрести утраченную силу, но будет ее столь немного (из-за того, что количество людей много больше, чем изначальное количество духов), что души людские затеряются в пустоте, не способные как-либо влиять на реальность.

Если Талмор и его политическое воплощение – Альдмерский Доминион, пытаются добраться до всех патчей Лорхана – Хрустальная башня, Башня белого золота, Красная гора (все деактивированы), Глотка Мира, Адамантиновая башня и другие патчи, на иных континентах, становится понятным вся амбициозность задуманного проекта. Не ясным остается лишь то, как они собираются стабилизировать мир, после завершения задуманного.

Подытожим вышесказанное. Неды (люди) – скверна, которую необходимо очистить. Нужны не территории, а патчи Лорхана на них. Люди – потомки духов и света и тьмы, потому обладают силой веры. Их коллективная вера имеет свойство превращаться в реальность. Не Эйдра даровали Талосу божественный статус, а совокупная вера людей, сделала его богом. Если люди забудут о Талосе, тот исчезнет из реальности. Те немногие Эт-Ада, которым удалось сохранить силу, и которые оберегают Мундус от Дэйдра – Пантеон Эйдра, так же подпитывается верой людей. Достаточно изменить эту веру, и Эйдра подчиняться мерам. Запрет поклонения Талосу – это не прихоть ультраправых эльфов, а глобальный эксперимент по управлению сознанием.

Что-то кончается, что-то начинается

Создатели игровой вселенной не зря создали Талмор. Это интернациональное правое движение меров должно напоминать нам нацистов, со всеми их зверствами, ксенофобией, тайному плану мирового господства. Не стоит заблуждаться относительно планов Талмора касающихся людских народов. В лучшем случае, им уготовано рабское положение, в худшем исчезновение. Для людей вселенной Древних свитков особенно важно сохранять единство перед лицом угрозы таких масштабов. Все несчастья, с которыми столкнулась империя в Четвертую Эру, от Кризиса Обливиона до возвращения драконов, запланировано Талмором. Локальная цель Талмора – ослаблять империю, изматывая ее внутренними конфликтами, дожидаясь момента, пока людские расы переругаются и останутся беззащитными.

Лидер Братьев Бури – Ульфрик Буревестник никто иной, как талморский агент. Каждое его действие ведет к ослаблению Империи. Есть вероятность, что Ульфрик руководствуется той же логикой, враг моего врага мой друг и считает Талмор временным союзником. Возможно, он планирует переиграть своих кураторов, уничтожить одну империю, а на ее месте создать другую. Но, то, что он работает на Талмор, практически бесспорно. Отсюда мы выводим, что Братья Бури идут за очень неоднозначной фигурой, цели и мотивы которой остаются неясными. Сами Братья Бури и лояльные им силы действуют против своих же интересов, преследуя псевдоблагородные цели. Если Скайрим выйдет из состава Империи, Сиродил будет обречен на поглощение Доминионом. Оставшись один на один с врагом, рано или поздно, героически сопротивляясь, падет и Скайрим (равно как и другие государства людей). А следом может наступить и конец истории.

Поэтому, в моральном плане, несмотря на то, что движение Братьев Бури очень многим импонирует, более правыми, на наш взгляд, оказываются представители Империи. Она воплощает собой последнюю надежду человеческой расы на светлое будущее. Вот только, кто бы не победил в этой войне, Талмор все равно окажется в плюсе. Ведь, пока люди бесконечно сражаются между собой за земли и влияние, где-то в далеком Алиноре, талморская верхушка строит очередной план мирового господства.

Чему нас учит эта ситуация? Иногда самые благородные, с виду, люди, могут оказаться честолюбивыми подонками. Человек, вещающий о свободе и славе на огромную аудиторию оказывается агентом иностранного влияния. Игра учит говорить друг с другом, как бы это ни было сложно, поскольку война всегда во много раз более сложное явление. Скайрим вынуждает нас думать, принимать свои ошибки и действовать сообразно здравому смыслу, а не эмоциям. Есть еще много вопросов, которые я задал в начале, но не ответил на них в конце. "Позволю себе позволить" вам выучить эти уроки самостоятельно.