Надо заметить, не сегодня пришла. Давно уже. Но я, вся такая в розовых очках, заметила это только сейчас.
Каждый раз, когда мы обсуждаем мою работу, сестра говорит мне: а что, КзоТ вас не касается?
Судите сами.
Но сначала немного истории. В советское время норма выработки учителя была установлена в размере 18-и уроков в неделю, что составляло примерно 4 урока в день. Только такой график обеспечивает качественную работу. Отсюда пошло представление далеких от школы людей о том, что «в час дня учитель уже дома и ничего не делает».
На самом деле делает.
Оставшиеся три часа (рабочая неделя учителя составляет 36 часов) идут на проверку письменных работ, подготовку к следующему дню, занятия с отстающими. Классный руководитель, кроме того, планирует, придумывает, разрабатывает и проводит какие-либо мероприятия (сейчас модно говорить «события») со своим классом.
Сюда же еженедельные планерки, а также педсоветы, советы по профилактике правонарушений, методические советы и прочая. Администрация всегда найдет, чем занять нас, бездельников.
Когда я пришла в школу, 4 урока для меня было в самый раз. Уставала, но вполне восстанавливалась до следующего дня. Через пару лет установился такой режим: 4-5 уроков — нормально, 6 — перебор. Уже тяжелее концентрироваться, держать внимание детей и дисциплину, да и просто стоять у доски. Но поскольку 6 уроков было от силы два раза в неделю — терпимо.
Уроки заканчивались в начале третьего. Как раз пообедать (на обед учитель выделяет минут 20, причем параллельно проверяет тетради или ищет что-либо к уроку в сети) и заняться кружком, подготовкой или планированием.
Я считаю, что только подобный режим препятствует выгоранию и накоплению безмерной усталости, при которой уже ничего не хочется, даже телевизор вечером смотреть.
Но в текущем году на нас обрушилась та самая потогонная система, о которой я упомянула в заголовке. Даже хуже. Ибо Форд давал рабочим фиксированный обеденный перерыв и еще пару перекуров в течение рабочего дня.
Что у нас? А у нас теперь 7 уроков. А если работать в две смены, то и 9-10.
Что такое 7 уроков? Это полный рабочий день учителя. Все. Теоретически после последнего урока можно брать сумочку и идти домой.
Но это в теории. А тетради? А подготовка к завтрашним урокам? А отстающие? А подготовка к экзаменам?
Поэтому рабочий день растягивается на 8-9-10 часов. Умножьте на 5 дней в неделю, получите 50 рабочих часов. А если еще и суббота? А некоторые олимпиады проводят даже по воскресеньям!
Вы скажете: есть перемены между уроками — отдыхайте. В теории да. На практике 15 перемен в неделю нужно отдежурить в коридорах, следя за тем, чтобы дети не нанесли травм себе и другим. И это был еще щадящий режим, который закончился 1 сентября текущего года.
Потому что в этом году отменена кабинетная система. Для тех, кто не в курсе: кабинетная система предполагает наличие специализированных кабинетов для изучения каждого предмета. На биологию дети идут в один кабинет, на литературу — в другой, и так далее.
Теперь дети сидят в одном кабинете, а учителя ходят к ним «в гости». То есть за время перемены я должна минут пять посмотреть за ними, собрать свои вещи, не забыть мелочи типа флэшки, потом пойти к себе, чтобы взять материалы для другого класса, пройти в новый кабинет, там все разложить и подключить, одновременно следя за поведением детей. И так все семь часов рабочего времени. Без единого перерыва.
Меня умиляет, что кое-где до сих пор вывешивают табличку «Обеденный перерыв». А у меня уже болит желудок, потому что ем холодное, за пять минут и в разное время дня. И в туалет по расписанию: нужно выбрать перемену подлиннее и чтобы кабинеты предыдущего и следующего классов были рядом.
Почему я плачу здесь и ною? Потому что у меня завтра 8 уроков. Начало первого в 8.30, окончание последнего в 16.15. А я уже к седьмому просто физически не могу говорить. Мышцы, обеспечивающие говорение, чувствуют себя так, словно это мышцы ног, поднявшие тело на двенадцатый этаж. Последствия дистанта.
Тем, кто думает, что учителя ничего не делают и не устают, предлагаю развлечься: проведите это время без еды, отдыха и туалета, в постоянном громком диалоге с 30-ю людьми одновременно, каждый час меняя рабочий кабинет со всем своим добром. И не забудьте: в конце рабочего дня вы должны оставаться столь же любезны и доброжелательны, как и в начале.
И с вас еще будут требовать качество.
Все. Можете ругать и кидать тапки. Можете посочувствовать. Если я переживу завтрашний день, буду ощущать себя героем.
А вообще все чаще поглядываю на сотрудниц клининговой компании (ну, вы поняли, о ком я) с тихой завистью. Они точно могут позволить себе передохнуть, перекус и «горшок» в любой момент. Да просто на полминуты расслабиться и посмотреть, как красиво за окном падает снег.
Шутка.
Горькая.
А у вас как проходят рабочие будни? Остались ли еще счастливые учителя, у которых есть пар а часов в день на саморазвитие и творчество?
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.