Происхождение этой женщины туманно. Есть две версии. Согласно первой, Мильда Драуле происходила из семьи латышских батраков.
Впрочем, возможно после революции ей было выгодно демонстрировать свою принадлежность к классу победителей. Вторая версия гласит, что девушка родилась в семье управляющего одного из поместий в имении под Лугой и даже окончила гимназию в Петрограде. Но нельзя исключать, что после громкого дела уже органам НКВД было выгодно изобразить девушку, как чуждый классовый элемент.
Родилась девушка в 1901 году, была почти ровесницей века, в 18 лет проникнувшись революционной романтикой девушка вступила в РКП(б). Впоследствии Мильда Драуле сделала неплохую карьеру в обкоме партии в Смольном.
Судя по чудом сохранившимся фото, Мильда была миловидной, но впечатление роковой красавицы она не производит. Тем не менее, из-за этой женщины произошло то, что раскрутило маховик репрессий 30-х годов 20-го века.
Однако, Мильда несомненно обладала каким-то магнетическим влиянием на мужчин. Не очень грамотный, но очень амбициозный Леонид Николаев в 1925 году сделал Мильде предложение о замужестве. Она согласилась, не посмотрев, что Леонид был на 3 года младше нее, не получил даже начального образования и был патологически ревнив и болезненно самолюбив.
Молодая ячейка общества жила в Ленинграде. У пары родилось двое сыновей Маркс (оцените имя!) — в 1927 году, Леонид — в 1931-м. Но если у Мильды Петровны с карьерой все складывалось неплохо, то Николаев звезд с неба не хватал. Он был секретарем комсомольской ячейки, мелким партийным служащим и очень раздражался, что его никак не «двигают наверх».
В 1933 году Николаева перевели на работу в провинцию, рассудив, что для Ленинграда он недостаточно образован. А молодой человек глубоко оскорбился, начал, как теперь говорят, качать права, добиваться «правды». Неудобного недоучку вскоре вообще уволили.
А тут перед глазами успешная жена, карьера которой складывается благополучно. Для человека подобного склада, трудно было пережить превосходство женщины, а он жене явно уступал. И Леонид Николаев ухватился за неподтвержденные слухи о том, что своей карьерой Мильда обязана своей близостью с руководителем Ленинградского обкома партии Кировым.
Ах, вот в чем дело, вот почему у жены все складывается удачнее, чем у него. Оказывается все дело в особых отношениях Мильды и Сергея Мироновича Кирова. Ревность играла не последнюю скрипку в оркестре истории.
Сергей Миронович Киров тоже не был красавцем в традиционном понимании. Низкорослый (рост всего 168 см), коренастый, с лицом, словно вырубленным топором, Киров, тем не менее, очень нравился женщинам.
Все дело в особом магнетизме этого партийного функционера: Сергей Миронович обладал явным ораторским талантом, он весь преображался на трибуне, когда со всей страстностью произносил пламенные речи о революции и социалистическом строительстве.
«Киров слабый организатор. Он хороший массовик. И мы относились к нему хорошо. Сталин его любил. Я говорю, что он был самым любимым у Сталина», — вспоминал Молотов.
А еще Киров отличался простотой в общении, широкой улыбкой. Женщины были от него без ума. Была у Кирова и жена — Мария Львовна Маркус, брак был незарегистрированный, бездетный, в фактических супружеских отношениях пара состояла с 1911 года. Говорили и о внебрачной дочери Кирова Наталье Костриковой, появившейся на свет в 1921 году.
Кирову в 1934 году исполнилось 48 лет, Мильде Драуле — 34. Было или нет? Кто же теперь точно скажет? Но дальнейшие события свидетельствуют: вполне могло быть.
Леонид Николаев, который уже изрядно измучил жену своими истериками и подозрениями решил разделаться с соперником, причем, первая попытка подкараулить «главу» Ленинграда случилось 15 октября 1934 года, но на подозрительного молодого человека, бродившего у дома Кирова обратила внимание охрана. Задержали, досмотрели, нашли оружие, партийный билет и разрешение на ношение этого самого оружия. Николаева отпустили, а он стал искать иную возможность для претворения своего плана в жизнь.
Несколько месяцев истерик мужа, неужели Мильда не распознала опасность? Трудно сказать, возможно, она не считала своего неудачливого супруга способным на поступок. А зря. Пусть истеричным был мотив, но само преступление Николаев обдумал и все же довел до конца.
Выстрел прозвучал 1 декабря 1934 года на третьем этаже Смольного, возле кабинета Сергея Мироновича. Николаев целился в затылок, видимо, не хотел встречаться с Кировым взглядом. Был ли он внутренне готов к последствиям? Скорее да, не мог он не понимать, что ему не уйти. Он даже пытался вторым выстрелом подвести черту под собственным существованием.
Схватили. Отвезли в психиатрическую лечебницу, где он пришел в себя лишь к вечеру. А вот Мильду задержали тут же и допросили, после рокового выстрела прошло лишь 15 минут. Мильда рассказала все как есть, что ее муж склонен к истерикам, что он ревновал ее к Кирову. Типичное преступление одиночки. И эта версия была никому не нужна.
Как так, видного большевика с дореволюционным стажем, любимца Сталина и руководителя Ленинградского обкома партии застрелил из ревности какой-то псих? Какой конфуз! Нет, жизнь большевика принадлежит партии. И его смepть тоже. Органы НКВД начинают лепить дело о заговоре.
Мильда, поначалу отпущенная на волю после допроса, была срочно исключена из партии, в том же декабре ее арестовывают, судят и в марте 1935 года для нее все кончено. И не только для нее. Репрессиям подверглись сестра Мильды Ольга вместе с мужем, мать, сестры и брат Николаева. «Заговор» был благополучно раскрыт, ячейка шпионов получила расстрельные приговоры.
Целое «ленинградское дело» набралось. Леонид Николаев тоже получил высшую меру, крикнув после суда лишь одно слово: «Обманули!» Видимо, за оговор мнимых участников заговора ему многое обещали. Органы НКВД пошли еще дальше: репрессиям стали подвергаться и те, кто говорил, что преступление было совершено на почве ревности.
Малолетние дети Мильды Маркс и Леонид угодили в детский дом для спецконтингента. В 1990-м году Мильда Драуле была реабилитирована. В 2005 году Маркс Леонидович Николаев добился для себя статуса «жертвы политических репрессий», судьба его младшего брата Леонида неизвестна до сих пор.
А народ романтизировал образ Сергея Мироновича Кирова и демонизировал образ Сталина, сочинив частушку:
Впрочем, за исполнение частушки тоже немало судеб было сломано.
Еще больше рассказов в рубрике "Прожито" на моем сайте злючка.рф. Кстати, там не только история.