По прошествии 1,5 недель няня неожиданно приняла решение отказаться от работы с нами, так как "у нее не получается, она не сможет".
Сказать, что мы были удивлены и расстроены - ничего не сказать. Я приступила к работе, муж в отпуске и помогал адаптироваться Насте и няне и вдруг, в середине дня, няня встаёт и говорит, что уходит. Собирается за 5 минут и прощается.
Расскажу о наших требованиях к няне, которые мы ей озвучили за это время:
- не помогать ребенку везде и во всём, пока сам этого не попросит (няня постоянно пыталась ее покормить из ложечки, помогала сесть на горшок, встать с него. Помогала что-то открыть, развязать и так далее. Няня никак не могла понять, что дочь сама всё умеет делать, а если что-то не умеет, то просит помощи)
- слушать ребенка до конца, а потом говорить. Дочка учится говорить и строить длинные предложения. Иногда она останавливается или говорит медленно, потому что думает, как построить предложение. Няня, услышав одно-два слова, перебивала и пыталась угадать и договорить фразу за ребенка. Часто не обращала внимание, что ребенок пытается что-то сказать. Когда не понимала, что ей сказала дочка, игнорировала, вместо того, чтобы переспросить.
- играть с ребёнком в те игры, которые просит ребёнок. Не навязывать занятия. Если дочка сама увлеклась какой-то игрой, то не мешать ей, а тихонько уходить пить чай, читать книгу и пр. Няня постоянно была рядом и как только возникало молчание, пыталась что-то говорить, предлагать и делать. Суета на суете. Мы не раз объясняли, что надо сесть на диван и расслабиться, дочка сама подойдет и попросит поиграть, если захочет. Если нет - то пусть занимается своими делами.
- играть в ролевые игры, в том числе - от первого лица. Это оказалось самым сложным для няни. Она не смогла разыграть с ребенком сцену покупки фруктов в магазине (роль за продавца). Не смогла, одев на руку игрушку-перчатку, говорить за игрушку. Вместо: "Привет Настенька, я зайка, давай дружить? Знаешь, что я люблю больше всего кушать? А у тебя это есть? Угости меня, пожалуйста", она упорно говорила: "Настенька, смотри, это зайка, он хочет с тобой дружить, будешь с ним дружить? Смотри, зайка пошел на кухню за морковкой. Он любит морковки". Т.е. её подача практически не подразумевает диалога. Ребенок слушает, но в диалоге не участвует. В лучшем случае, говорит да-нет.
В общем-то и всё. Мы просили няню быть другом. Никаких требований по развивашкам, готовке еды, уборке. Просто быть рядом с ребенком, предлагать между делом почитать, полепить и соглашаться на игры, которые предлагает дочка.
У няни не получилось перестроиться с ее привычного поведения с детьми. Она привыкла их тискать, трогать без спроса (за ножку, волосы, ручки). Она привыкла предлагать свой список занятий и её всегда слушались. Она привыкла решать любую сложность, возникающую у ребенка, не давая ему возможности разобраться с этим самостоятельно. При чтении книг она зачем-то меняла слова и фразы, при этом запинаясь и читая без выражения. Дочка 2 раза послушала и больше книги не просила читать. Купили им конструктор лего - паровозик, который по рельсам ездит на батарейках. Вместо того, чтобы побыстрее собрать и начать разыгрывать сценку, чтобы вовлечь ребенка, она пыталась вовлечь в сборку, не замечая, что дочке это не интересно. А когда собрала и запустила паровозик - замолчала, не зная, что дальше делать. Я ей показывала, как можно интересно возить на паровозике животных, как они ездят из дома в город и магазин, чтобы купить хлебушек, и возвращаются домой.
Моя уверенность, что найти няню будет просто и что с моей дочкой подружится любая - пошатнулась. Оказалось, наше отношение к ребенку сильно отличается от большинства (слова няни, которая очень часто удивлялась нашим диалогам с дочкой и ее умелкам в этом возрасте). Добрая тётушка, которая была уверена в том, что она прекрасная няня, узнала, что можно совершенно иначе общаться с ребенком. Что с ним надо сразу как со взрослым - уважать его границы, слушать и слышать его, не лезть с непрошенной помощью и советами. Что у него тоже есть желания и эти желания надо уважать. Что когда ребенок расстраивается чем-то, не нужно его отвлекать, чтобы он быстрее забыл повод расстройства, а надо рассказать ребенку, почему он расстроился. Рассказать, что с этим делать.1-2 таких диалога и, в следующий раз, когда снова будет повод расстроиться, ребенок уже сам решит проблему. Он будет знать, что его расстроило, почему и что с этим делать дальше.
Это была няня с многолетним опытом работы (но без профильного образования). Теперь мы срочно ищем новую няню. По договору с агентством, которое нам эту няню предложило, у нас есть 2 бесплатные замены. Заявку я подала в четверг, прошло 4 дня, но ни одного кандидата нам не предложили. Самостоятельный поиск позволил найти пока 2 кандидата, с одним из них встречаемся в понедельник.
Начало истории в статьях:
Зачем нам понадобилась няня
Как мы искали няню и первые трудности
О нашей семье и первая неделя с няней
Подписывайтесь на канал, если хотите узнать продолжение.