Найти тему
ru-memorials

ИС-3

Советский тяжёлый танк ИС-3М, установлен на площади 40-летия Победы в городе Армавир (Краснодарский край)

Заметим, что армавирский ИС-3 это не "тяжёлый" танк, а "боевой".
Особо внимательные зрители могут рассмотреть на заднем плане вывеску 81-го БТРЗ.
И это не случайно.
Площадь 40-летия Победы была устроена перед проходными завода ко дню Победы в 1985 году.
Памятник открыли 8 мая.

-2

81-й танкоремонтный завод находится в Армавире с 1947 года.
Он был образован слиянием 34-го и 81-го трактороремонтных заводов и унаследовал от второго из них не только номер и название, но и орден Красного Знамени.

-3

С 1953 года завод передали в подчинение Начальника ГБТУ и он получил наименование «81 Ордена Красной Звезды бронетанковый ремонтный завод».
С этого момента деятельность предприятия тесно связана с укреплением обороноспособности нашей страны.

-4

81-й завод ремонтировал и выпускал дизели В-2, В-6, УТД-20, Д-12, В-46, 5ТДФ и другие.
Максимальный годовой выпуск достигал 4450 штук (1977 г.)
Завод благополучно пережил распад СССР, освоив в начале 1990-х выпуск бронетранспортёров БТР-Д и БТР-80.
В настоящее время завод является ведущим по капитальному ремонту и модернизации колесных бронетранспортеров и двигателей.

-5

Само собой, ИС-3 стал визитной карточкой завода и за ним неплохо присматривают.
Слой краски свежий, всякие финтифлюшки выделены специальной красной краской для выделения финтифлюшек.
На башенном видна пулемётная турель (без пулемёта).

-6

Что же касается непосредственно машины, то это обычный ИС-3, полностью прошедший программу устранения конструктивных недостатков (УКН) и последующую модернизацию до уровня ИС-3М.
Серийный номер машины прикрыт запасными траками и недоступен к осмотру.
Особое внимание привлекают фары и их защита.
Среди сохранившихся ИС-3 я встречал дуги всего несколько раз, а сами фары и вовсе вижу впервые.
Обычно, они "теряются" почти сразу после установки на постамент.

-7

Постамент позволяет увидеть особенность конструкции ИС-3 - место где 110-мм нижняя лобовая деталь из катаной гомогенной броневой стали соединяется с 20-мм штампованным днищем.

-8

Попытка конструкторов облегчить танк, использовав тонкое дно корпуса привела к тому, что оно оказалось недостаточно жёстким и на нём стали появляться усталостные трещины в районе опор двигателя и ходовой части.
Даже на фото заметно, что днище танка неровное.
Одним из этапов УКН как раз и стало усиление нижней детали корпуса ИС-3 наваркой дополнительных листов.

-9

Ходовая часть так же подверглась модернизации, но уже позже.
Одним из признаков обновления стали опорные катки по типу Т-10М с десятью болтами на крышках подшипников (на первоначальных катках их было шесть).

-10

Гусеницы на этой машине тоже от Т-10М.
Ширина 720 мм, шаг - 160 мм.
По краям отверстия для крепления уширителей, повышающих проходимость по слабым опорным поверхностям (болото, глубокий снег и т.п.)

-11

Один вопрос остался у меня: почему перед 81-м БТРЗ, который никогда не ремонтировал танки ИС-3 (и вообще танки) установлена эта машина?