Советский тяжёлый танк ИС-3М, установлен на площади 40-летия Победы в городе Армавир (Краснодарский край)
Заметим, что армавирский ИС-3 это не "тяжёлый" танк, а "боевой".
Особо внимательные зрители могут рассмотреть на заднем плане вывеску 81-го БТРЗ.
И это не случайно.
Площадь 40-летия Победы была устроена перед проходными завода ко дню Победы в 1985 году.
Памятник открыли 8 мая.
81-й танкоремонтный завод находится в Армавире с 1947 года.
Он был образован слиянием 34-го и 81-го трактороремонтных заводов и унаследовал от второго из них не только номер и название, но и орден Красного Знамени.
С 1953 года завод передали в подчинение Начальника ГБТУ и он получил наименование «81 Ордена Красной Звезды бронетанковый ремонтный завод».
С этого момента деятельность предприятия тесно связана с укреплением обороноспособности нашей страны.
81-й завод ремонтировал и выпускал дизели В-2, В-6, УТД-20, Д-12, В-46, 5ТДФ и другие.
Максимальный годовой выпуск достигал 4450 штук (1977 г.)
Завод благополучно пережил распад СССР, освоив в начале 1990-х выпуск бронетранспортёров БТР-Д и БТР-80.
В настоящее время завод является ведущим по капитальному ремонту и модернизации колесных бронетранспортеров и двигателей.
Само собой, ИС-3 стал визитной карточкой завода и за ним неплохо присматривают.
Слой краски свежий, всякие финтифлюшки выделены специальной красной краской для выделения финтифлюшек.
На башенном видна пулемётная турель (без пулемёта).
Что же касается непосредственно машины, то это обычный ИС-3, полностью прошедший программу устранения конструктивных недостатков (УКН) и последующую модернизацию до уровня ИС-3М.
Серийный номер машины прикрыт запасными траками и недоступен к осмотру.
Особое внимание привлекают фары и их защита.
Среди сохранившихся ИС-3 я встречал дуги всего несколько раз, а сами фары и вовсе вижу впервые.
Обычно, они "теряются" почти сразу после установки на постамент.
Постамент позволяет увидеть особенность конструкции ИС-3 - место где 110-мм нижняя лобовая деталь из катаной гомогенной броневой стали соединяется с 20-мм штампованным днищем.
Попытка конструкторов облегчить танк, использовав тонкое дно корпуса привела к тому, что оно оказалось недостаточно жёстким и на нём стали появляться усталостные трещины в районе опор двигателя и ходовой части.
Даже на фото заметно, что днище танка неровное.
Одним из этапов УКН как раз и стало усиление нижней детали корпуса ИС-3 наваркой дополнительных листов.
Ходовая часть так же подверглась модернизации, но уже позже.
Одним из признаков обновления стали опорные катки по типу Т-10М с десятью болтами на крышках подшипников (на первоначальных катках их было шесть).
Гусеницы на этой машине тоже от Т-10М.
Ширина 720 мм, шаг - 160 мм.
По краям отверстия для крепления уширителей, повышающих проходимость по слабым опорным поверхностям (болото, глубокий снег и т.п.)
Один вопрос остался у меня: почему перед 81-м БТРЗ, который никогда не ремонтировал танки ИС-3 (и вообще танки) установлена эта машина?