Найти тему
LANASKINO

Баланс работы и частной жизни

Оглавление
Instagram @LANASKINO
Instagram @LANASKINO

Прекрасный фильм Юрия Райзмана о карьеристе, который не умеет жить.

Этот фильм-размышление может быть актуален для людей, которым близки идеи декларируемого трудоголизма, целедостижения, биохакинга и прочего бесконечного повышения эффективности, а семейные ценности которым кажутся архаизмом и даже в какой-то мере рабством.

Герой Михаила Ульянова, великолепно справившегося со своей ролью, много лет возглавляет одно из ведущих предприятий большой страны. Он важный начальник Абрикосов, настроение которого воспринимается как погода и его подчиненными, и его домочадцами. Если он хмурится - все затихают и готовят "зонтики".

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Частная жизнь

Неожиданно для него самого, его увольняют, а на его место ставят простого "исполнителя", по его оценке. Оказавшись без своих каждодневых рабочих обязанностей, герой остается один на один со всеми остальными составляющими жизни: семьей, своим здоровьем, товарищами и обилием свободного времени. Как и следует человеку эффективному, после злости и негодования он составляет список дел.

Первый пункт - проверить здоровье. В поликлинике врачи рукоплещут.

Второй пункт - старый друг, который некогда спас героя от пули. Оказывается, что он умер. 2 года ранее.

Чего в этом списке нет, так это его семьи, а она у него достаточно сложная и многочисленная. Две супруги, трое детей, двое внуков, теща. В его большой устроенной квартире проживает и девушка одного из сыновей. И ни с кем из них у него нет отношений, нет общения. Он лишь предъявляет им четкие требования, не слушая своих близких.

Видимо, герой понимает, что после стольких лет игнорирования и обмана: он путал душевное внимание и интерес с предоставлением материальных благ.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Теперь Абрикосову придется много сил потратить.

Но самое ужасное: каждый из членов семьи с печалью выставляет перед ним огромное во весь рост зеркало, показывающее его самого. И это искреннее отражение пугает его настолько, что он бежит из семьи.

Однако череда событий и некоторых усилий героя все же приводят его к тому, что он начинает изменять отношения с близкими, потихоньку начинает в них разбираться. И в этот момент ему звонят из министерства, чтобы, очевидно, предложить ему новую позицию. И он снова делает тот же самый выбор, что и раньше. Отличная актерская работа Ульянова позволяет раскрыть душевные сомнения его героя, только тем, как именно он одевается.

Лидерство и умение жить

Сейчас можно встретить множество статей о том, как соблюсти баланс между карьерой и домом (семьей, увлечениями), равно как и те, что призывают повысить собственную эффективность и развить "лидерство". И думаю, такой Абрикосов мог бы стать хорошей иллюстрацией как к первой группе статей, так и второй. Только вот есть нюанс.

Сам герой признается, что не умеет жить. И в контексте фильма, да и информационного поля, где противопоставляются карьера и личная жизнь, кажется, что он имеет в виду, что кроме руководства заводом он ничего не умеет. Не умеет общаться с близкими, наслаждаться своим временем, делать что-либо еще, что обычно именуется хобби.

Однако страшная правда этого кинофильма в том, что он вопреки названию отражает неумение жить не только своей частной жизнью. Герой не умеет жить вообще, а значит и работать он не умеет.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Его давний знакомый подмечает, что человек, которого герой считал только исполнителем и не мог быть иным, потому что Абрикосов ему бы не позволил инициативы и развития. Он действует реактивно и прямолинейно в управлении, поэтому Абрикосов и удивляется  тому, что его сменили на другого руководителя, что, кстати, явилось следствием его собственных управленческих решений.

О том, что герой далек от лидерства, говорит и его поведение после увольнения: он истерично бегает по знакомым, возмущаясь решением, а по первому зову бежит назад к руководителям. Он оказывается в зависимой позиции и ведёт себя без достоинства. Так и выясняется, что он сам всего лишь исполнитель.

Да, Абрикосов - хороший исполнитель. Он может выполнить план и подать отчет, он придет вовремя в наглаженной рубашке, но он человек ограниченных способностей и потенциала. Абрикосовы хороши там, где есть устоявшийся механизм. Своим консерватизмом они сами порой загоняют его в кризис. Отличный пример - семья Абрикосова.

Положение дел в его семье - это следствие отсутствия у него лидерских способностей. Недаром ему подмечают, что он легкомысленно отнесся даже к имуществу - за время работы он не приобрел собственной дачи или автомобиля, а он пользовался служебными, рассчитывая, что его положение вечно.

Его увольнение закономерно. Объединение предприятий потребует от руководителя масштабного мышления, способностью управлять переменами и предлагать сюжет существования новой большой организации, принимать непопулярные решения и ставить принципиально новые задачи. И Абрикосовы для этого абсолютно не годятся.

Благое увольнение

Как ни странно, увольнение - это лучшее, что могло случится с героем Ульянова. Будучи репутационно и материально безопасным, оно приглашает Абрикосова заняться своими близкими, да и собственной душой.

Но он слишком слаб и труслив, поэтому выбирает понятный сценарий: снова стать надежным исполнителем высшего эшелона с повязанным галстуком и аккуратным костюмом, чтобы потом выйти на пенсию глубоким стариком с еще меньшим числом шансов на то, чтобы когда-нибудь зажить так, чтобы сказав "мне нужна твоя рука", получить её в ответ. Ровно как и самому быть способным её протянуть. И еще дальше он уходит от сценария, где и просить об этой руке не нужно, потому его уже кто-то близкий держит за руку.

Он обрек себя на ужасную старость в одиночестве в окружении посторонних родных людей.