Я обожаю детективный жанр фактически во всех его проявлениях, начиная от Агаты Кристи и Артуром Конан-Дойлем и заканчивая "Детективом Джеком Фростом" и "Таггертом". Чуть более года назад я наткнулся на фильм, который стал для меня эталоном британского детектива. Итак, "Умерший вовремя" (Dead on Time), 1992 год, рейтинг IMDb 8.0/10.
Фильм входит в замечательный сериал "Инспектор Морс" (6-й сезон, 1 серия). Сюжет начинается с того, что оксфордского дона Генри Фаллона находят мёртвым с пистолетом в руке - очевидное самоубийство. Однако дело становится сложнее, когда выясняется, что Фаллон страдал неврологическим расстройством и не смог бы нажать на курок. В процессе расследование Морс встречает любовь всей своей жизни - Сьюзен Спенсер, ныне являющуюся вдовой покойного Генри Фаллона.
Сказать, что фильм блестящий - это ничего не сказать. Начнём с сюжета. На мой взгляд, удачные детективы, в большинстве своём, делятся на две категории: лихо закрученные и трагические, сильные по сюжету. То есть, самые запутанные и непредсказуемые истории обычно не оказывают особого эмоционального воздействия ("Гиблое дело", "Смерть на Ниле" или "Зенана"), хотя хуже от этого не становятся, а драматичные, сильные фильмы редко поражают хитроумной детективной составляющей ("Неповторимая любовь", "Прощай, Чайна"). Но "Умерший вовремя" - это превосходное исключение из правил, которое великолепно сочетает сильный, печальный финал, совершенно неожиданную развязку и лихо закрученный сюжет - даже если Вы не будете удивлены личностью убийцы и его мотивом (что маловероятно), то о том как это всё было провёрнуто Вам точно не догадаться. Поставлен фильм блестяще, создавая отличную, несколько напряжённую и грустную атмосферу и удерживая внимание зрителя до самого конца. К актёрам никаких претензий нет. Джон Тоу здесь превзошёл самого себя, и я не могу вспомнить другого эпизода, в котором Кевин Уэйтли был бы так хорош, как в "Умершем вовремя". Весь второстепенный каст очень хорош, но особенно выделяется Джоанна Дэвид в роли Сьюзен Фаллон.
Главным достоинством фильма является финал, причём по многим причинам. Во-первых, он весьма необычен и небанален - такого окончания я предугадать не мог (речь идёт не о изобличении преступника, а именно о последних сценах эпизода). Во-вторых, эта сцена снята настолько драматично и проникновенно, что хочется воскликнуть "Браво, Джон Мэдден!" [режиссёр]. Ну и в-третьих, данная концовка - одна из немногих в жанре, которая оказала на меня такое сильное эмоциональное воздействие. Я долго был под впечатлением и до сих пор при воспоминаниях о ней у меня мурашки по коже.
Что ещё я могу добавить? Лучший британский детектив, а это уже очень о многом говорит.
Хотите видеть в своей ленте больше материалов по детективному жанру? Тогда ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал! Также у Вас есть возможность присоединиться к группе ВКонтакте "Детективный клуб", в которой обсуждаются самые разные представители жанра - от "Инспектора Морса" до Агаты Кристи.