Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

За что был арестован генерал, пленивший фельдмаршала Паулюса

  • Многие знают, кто такой генерал-полковник Ф. Паулюс, командовавший окруженной в Сталинграде фашистской группировкой.
  • Многие знают, что он был пленен, а за день до этого, 30 января 1943 года, стал фельдмаршалом.
  • Но мало кому известно имя отважного советского генерала Ивана Андреевича Ласкина, предъявившего ультиматум Паулюсу, а затем пленившего его. Одна из причин этого – Ласкин через несколько месяцев тоже был арестован.
И.А. Ласкин
И.А. Ласкин
  • 31 января 1943 года Военный совет Сталинградского фронта поручил начальнику штаба 64-й армии генерал-лейтенанту И.А. Ласкину провести переговоры с гитлеровским командованием о прекращении военных действий, капитуляции, а также о сдаче в плен командующего 6-й армией Ф. Паулюса и его штаба.
  • В плен попало около 91 тысячи немецких солдат и офицеров, 22 генерала, в основном - командиры корпусов и дивизий.
Плененные немецкие генералы и офицеры 6-й армии Вермахта, слева направо: генерал-майор Отто Корфес, командир 295-й пехотной дивизии; подполковник Герхард Диссель, начальник штаба 295-й пехотной дивизии; генерал артиллерии Макс Пфеффер, командир 4-го армейского корпуса; генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлитц-Курцбах, командир 51-го армейского корпуса. (сайт Военный альбом)
Плененные немецкие генералы и офицеры 6-й армии Вермахта, слева направо: генерал-майор Отто Корфес, командир 295-й пехотной дивизии; подполковник Герхард Диссель, начальник штаба 295-й пехотной дивизии; генерал артиллерии Макс Пфеффер, командир 4-го армейского корпуса; генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлитц-Курцбах, командир 51-го армейского корпуса. (сайт Военный альбом)

Если для Паулюса присвоение фельдмаршальского звания явилось «приглашением к самоубийству» (слова самого Паулюса), то для Ласкина обвинение в измене Родине неминуемо грозило расстрельным приговором .

Но его не расстреляли.

Пытка ожиданием смертного приговора затянулась на 9 лет – до сентября 1952 года, которые он провел в тюрьме без суда и следствия.

Ласкин обвинялся в шпионаже в пользу германской военной разведки. По версии следствия, генерал предал Родину вскоре после ликвидации Северо-Кавказского фронта, штаб которого он возглавлял, и преобразования фронта в Отдельную приморскую армию, где он также получил должность начальника штаба.

Основанием для обвинения явилась поступившая в «Смерш» информация (донос)[1] , что в августе 1941 года, в бытность Ласкина начальником штаба 15-й Сивашской мотострелковой дивизии, он побывал в плену у немцев и допрашивался ими, но скрыл это обстоятельство[2] .

На допросах Ласкин подтвердил факт пленения в котле под Уманью. Но шпионскую связь с фашистами категорически отрицал.

Пытавшаяся пробиться из окружения группа генерала Ласкина состояла из 40 бойцов и командиров. В бою 8 августа потеряли 12 человек. Поскольку закончились боеприпасы, было принято решение закопать оружие и документы, переодеться в гражданскую одежду и группами по 2-3 человека прорываться к своим.

Временный лагерь под открытым небом для советских военнопленных под Уманью (Яма под Уманью)
Временный лагерь под открытым небом для советских военнопленных под Уманью (Яма под Уманью)

Ласкин шел с комиссаром дивизии полковником Т.Ф. Конобевцевым и командиром 14-го танкового полка полковником И.А. Фирсовым.

Когда их задержали гитлеровцы , они назвались вымышленны­ми именами, скрыв свою принадлежность к Красной Армии. Все трое были отправлены в Днепропетровск. Ласкин с Конобевцевым по дороге сумели бежать. В сентябре 1941 года они вышли в расположение наших частей. По взаимной договоренности скрыли факт своего пленения, чтобы избежать унизительных проверок и необоснованных подозре­ний…

Незадолго до ареста, произведенного 20 декабря 1943 года, начальник штаба Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Ласкин был удостоен полководческого ордена Кутузова 1-й степени, а также американского «Креста за боевые заслуги» за «исключительный героизм и храбрость, проявленные на поле боя на советско-германском фронте против нашего общего врага – гитлеровской Германии»…

Перед судом Военной коллегии Верховного суда СССР Иван Ласкин предстал 5 июня 1952 года. Все обвинения в шпионаже категорически отверг, как надуманные.

Дело было направлено на дополнительное расследование, которое оказалось недолгим. 2 сентября того же года в результате повторного рассмотрения дела, Ласкина признали винов­ным в совершении воинского должностного преступления, предусмотренного ст. 193-17, п. «а» УК РСФСР (злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, а также халатное отношение к службе лиц начальствующего состава РККА). По этой статье квалифицировали тогда действия командного состава, связанные с провалами при проведении оборонительных и наступательных операций, отступлением и бегством с поля боя, оставлением без приказа боевых позиций и т.п.

Ласкину по приговору суд назначил наказание в виде 10 лет лагерей и освободил его из-под стражи по амнистии в связи с победой над фашистской Германией. На основании акта амнистии назначенный срок наказания подлежал сокращению наполовину, а Ласкин отсидел к тому времени в заключении уже 9 лет.

Еще через несколько месяцев Военная коллегия исправила и эту свою ошибку, прекратив дело генерала Ласкина за отсутствием в его действиях состава преступле­ния.

И.А. Ласкин на встрече с суворовцами
И.А. Ласкин на встрече с суворовцами

После восстановления на службе Иван Андреевич Ласкин – начальник штаба Южно-Уральского военного округа, инспектор Генерального штаба Вооруженных Сил, старший преподаватель Военной Академии Генштаба. Он написал три книги воспоминаний, последнюю не закончил. Умер в 1988 году. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

-5

P . S . Полковник И.А. Фирсов, числившийся пропавшим без вести с августа 1941 года, был арестован «Смершем» 5 октября 1943 г. Следствие установило, что, находясь в плену, он сотрудничал с фашистами - служил в военно-полевой полиции и участвовал в карательных экспедициях. Был осужден и приговорен к расстрелу. Фирсов признался на допросе, что был пленен вместе с комдивом Ласкиным и комиссаром Конобевцевым. Дальнейшая судьба последнего до конца не ясна. По некоторым данным, которые нуждаются в уточнении, полковник Тимофей Федорович Конобевцев также был приговорен к расстрелу.

[1] По воспоминаниям Ласкина, донос на него написал бывший начальник особого отдела фронта генерал Белкин, которому было отказано в представлении к ордену Ленина. Но более вероятно, что это сделал после ареста в 1943 году И.А. Фирсов.

[2] Надзорное производство Военной коллегии по делу И.А. Ласкина.