4 февраля 2021 года на Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета состоится показ оперы в 3-х действиях М. Глинки "Жизнь за царя". Приглашаем всех посетить спектакль, а так же чуть больше узнать об этом величайшем творении русской оперы.
Изначально Глинка сильно сомневался, стоит ли ему браться за оперу о Сусанине, так как уже существовала опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин», впервые поставленная в 1815 году.
Склонить композитора смог Жуковский, отметив, что многие произведения созданы на одинаковые сюжеты, и это не мешает им сосуществовать. Так же по предложению Жуковского, для написания либретто был приглашен барон Егор Розен. Примечательно, что в советский период биографы характеризовали его как навязанного Глинке «весьма посредственного поэта, к тому же плохо владевшего русским языком». Но тут и задача была крайне необычная: сначала Глинка писал музыку, и лишь потом Розен сочинял стихи. Было свойственно Розену и крайнее упорство в этой работе. Если композитору не нравился какой-либо стих, Розен упрямо спорил с ним до последнего, отстаивая свой вариант.
Режиссер саратовской постановки Андрей Сергеев отметил, что «хоть Розен был по происхождению — немец, но он с любовью относился к русской словесности и использовал старорусские обороты, понимая их красоту и ценность. Его текст своеобразен, но мне он более интересен, чем литературно выверенный текст Сергея Городецкого».
В итоге творческий дуэт завершил оперу в октябре 1836 года. Директор императорских театров А. Гедеонов передал ее на отзыв Кавосу, автору оперы «Иван Сусанин». Кавос написал блестящий отзыв и приложил много усилий, помогая постановке, а в день премьеры сам дирижировал оркестром.
Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года.
Зрители, присутствующие на премьере, музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». В опере «Жизнь за царя» композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит. Это было чуждо придворным слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии.
Но Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.
И после следующих показов «Жизнь за царя» произвела такое впечатление на современников и потомков, что, несмотря на то, что и до нее русские композиторы создавали оперы, историю отечественной оперной музыки часто отсчитывают именно с ее премьеры. С оперы «Жизнь за царя» началось самоопределение национального русского музыкального стиля.
Опера была очень популярна до 1917 года, ведь ее премьерой открывались театральные сезоны по всей стране. По словам режиссера и художника-постановщика спектакля Андрея Сергеева в Саратове сделана попытка вернуться к музыкальному первоисточнику русской оперной классики, чтобы поставить ее в том виде, в котором ее написал Михаил Глинка. И это интересно.
Кстати, сам Михаил Иванович отказался от положенного ему гонорара, сказав: «Я не торгую своим вдохновением!».
Так же есть легенда, что Николай I лично изменил название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя». Но на самом деле название изменил Глинка по совету Жуковского – они сочли неверным использовать название оперы Кавоса, которая тогда еще шла в театрах. Выбрали новый вариант «Смерть за царя».
И вот тут уже вступил Николай I, сказав: «Отдавший жизнь за царя не умирает». Так он исправил слово «смерть» на «жизнь».
В "Жизнь за царя" Глинка впервые использовал балетные сцены в опере не в чисто декоративных целях, а заставив их служить раскрытию образов героев и развитию сюжета. После Глинки в русской опере даже сложился стереотип: русские поют, враги танцуют (полонез в «Жизни за царя», затем поляки у Мусоргского, половцы у Бородина).
Еще один интересный факт: вплоть до конца XIX века было принято, что вторым действием «Жизни за царя», где звучит знаменитая «танцевальная сюита», дирижировал не оперный, а балетный дирижер.
В «Жизни за царя» зрителю будет представлена картина «без прикрас», простая и скромная. И эта самая простота в период «перезагруженности» людей информацией выглядит беспроигрышно – нейтральная обстановка без усиленного акцентирования на том, что действия, происходя в абсолютно другую эпоху, воздействует на публику и заставляют только сильнее переживать терзаниям, перед которыми был поставлен главный герой оперы. История Ивана Сусанин – величественная, но непарадная. Она скорее личная для каждого зрителя, заставляющая переживать и анализировать; трогает за живое. Можно сказать, «Жизнь за царя» — опера, наиболее близкая к народу. Она и начало свое берет не в привычных всем столицах державы, а в лесах — «периферии Руси». Благодаря простоте постановки, основное внимание зрителя приковано далеко не к истории государственного становления новой династии, оно сосредоточено на трогательной истории отважного крестьянина и его семьи. Живые, простые и искренние эмоции – вот, что даст публике «Жизнь за царя». - Информационный портал "Культура64" об опере "Жизнь за царя" в Саратове.