Найти тему
Классическая ГИТАРА

Чем больше гитарист знает теорию музыки, тем реже он использует каподастр?

Очередная ерунда, связанная с каподастрами. Нет, это чушь. Это особый уровень незнания у того, кто скажет что-то подобное.

Во-первых, здесь мы видим, как фразу «теория музыки» используют так, как будто она означает что-то определённое, хотя на самом деле её значение в этом контексте вообще неясно.

Проблема в том, что люди, страдающие от такого рода «отвращения» к каподастрам, думают о каподастре, как о чём-то, что используется как костыль, чтобы восполнить недостатки в игре музыканта.

Каподастр существует не для этого. Просто он вообще не используется в некоторых видах гитарной музыки, потому что он там не нужен. Но в других видах гитарной музыки он позволяет исполнителю достичь эффектов, которые не были бы достижимы любым другим способом.

Каподастр редко используется в хард-роке, металле или джазе, но по разным причинам. В роке и металле исполнитель обычно всегда хочет иметь доступ к низким нотам на грифе. Каподастр отсекает лады по другую сторону от себя, делая эти низкие ноты недоступными. В джазе гитаристу также обычно нужен доступ ко всем ладам, чтобы получить максимально возможную свободу. Итак, снова каподастр препятствует этому.

Но в определённых стилях игры, основанной на народных традициях, исполнителю нужен доступ к открытым струнам из-за их резонансных и тембральных свойств. Но в то же время, он хочет играть те же самые аппликатурные паттерны выше на грифе. Рука может охватывать только определённое количество ладов, поэтому абсолютно необходим каподастр, если гитарист не хочет, чтобы его заставили играть музыку в ограниченном диапазоне тональностей.

Вот мнение (высказанное на одном из гитарных форумов), утверждающее, что каподастр — это разновидность «жульничества».

«Джо Пасс, Пэт Метени, Сеговия, Скофилд, Джон Маклафлин, Фризелл, Вай, Сатриани, Заппа, Хендрикс когда-либо использовали каподастр? Я пойду против течения и скажу: выбросьте каподастр. Выучите аккорды с баррэ, теорию музыки и голосоведение. Я почувствовал, что стал намного лучшим музыкантом, когда перестал пользоваться каподастром и заставил себя изучить вышесказанное. Вы никогда не увидите, чтобы саксофонист или пианист использовали какой-то эквивалент каподастра — они просто разучивают гаммы во всех тональностях».

Этот гитарист просто изначально использовал каподастр в качестве «средства передвижения», не зная гриф. Отчётливо видны также пределы того, насколько хорошо он знает, о чём и о ком он говорит. Например, сам Сеговия был не прочь время от времени использовать каподастр.

Что общего у всех вышеперечисленных (кроме Сеговии, как мы теперь знаем) исполнителей? Они не играют музыку, в которой вы хотите обязательно иметь возможность использовать открытые струны, в то же время играя высоко на грифе. Обычно последнее связано с акустической гитарой.

То, о чём я говорю, иллюстрирует видео ниже. Видео: «Richard Thompson - 1952 Vincent Black Lightning».

Отвращение к каподастрам у некоторых людей достигло огромной иррациональной глубины. Такие люди, вероятно, будут смотреть это видео и думать, что это, должно быть, плохая игра. Поскольку для них закон музыки гласит, что использование каподастра всегда плохо...

На самом деле, на это можно посмотреть так: если каподастр позволяет исполнителю сыграть что-то вроде того, что в противном случае было бы просто невозможно воспроизвести в тональности, которая является наиболее подходящей для певца, чем же это плохо?

Итак, да: выучите аккорды с баррэ, изучите свою теорию, выучите голосоведение. Вы всё равно должны будете это сделать. Но согласитесь с тем, что каподастр — это просто инструмент, который имеет своё применение. Но вовсе не вещь, которую игрок должен использовать для компенсации своих слабостей.

По материалам публикации (англ.).