Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Картина висит вверх ногами, но никто не понял

Рассуждаю)
Рассуждаю)

Мне кажется, дело было так.

Малевич сел перед холстом, посидел и решил: "Так, начну с квадрата..."

Взял черную краску - и нарисовал квадрат.

Потом долго думал, что еще нарисовать.

Но не придумал.

"А зачем что-то еще? Квадрат - это же само по себе гениально!" - и решил оставить так.

То есть Малевич разглядел в черном квадрате нечто большее, чем геометрическую фигуру.

И для меня (никому не навязываю свое мнение ибо совсем не разбираюсь в искусстве) ценность черного квадрата - в его авторе. 

В Малевиче. В его видении. В его инсайте. 

В его репутации.

Если бы я - не пойми кто - нарисовала черный квадрат и сказала бы: "Это гениально, ребят. Это абстракция, это символизм" - никто б не поверил. 

Решили бы, что тётка сошла с ума. Отобрали бы у меня циркуль, чтоб я себя не покалечила и не заявила, что желтый круг - это тоже "ого-го как гениально".

А Малевичу - поверили.

Потому что - репутация.

Он эксперт.

И потому что гений. 

В фильме про гениального повара, который феерически готовил, поворотным моментом стала критическая статья про него с названием: "Старый кухонный дьявол никого не смог удивить". 

Он прочел и понял: мало гениально готовить - надо еще удивлять.

Не знаю, что писали про Малевича, но он тоже это понял: "Надо удивлять". 

И изобрел супрематизм. 

Вся живопись изображает то, что есть, а Малевич - то, чего нет. 

Во даёт, да?!

Гениальность не в квадрате, а в том, чтобы придумать ему вот такой контекст.  

Конечно, это провокация.

Она будоражит, потому что публика любит то, что можно обсуждать и осуждать. 

И восхищаться. 

Девять из десяти человек смотрят на черный квадрат и думают: "Ха, я тоже так могу, ничего гениального".

Да, квадрат - можешь, но быть Малевичем может только Малевич.

Может из простого и примитивного на первый взгляд квадрата создать целое новое направление - беспредметность.

"То, чего не было и не будет".

Меня в сети регулярно упрекают в примитивизме. 

Однажды написали:  

- Ты пишешь или для детей, или для идиотов.

- Я пишу для взрослых. Для умных и осознанных взрослых, - возразила я.

- Взрослые не читают таких примитивных текстов.

Хм. То есть, если в тексте нет слова "экзистенциальный" или "экстраполировать", то его смело можно смять - и в урну, ибо он автоматически "тупой текст для идиотов"?

Я не сравниваю себя с гениальным Малевичем - боже упаси! - просто аллегорично хочу донести мысль, что вот это "да я тоже так могу, ибо это примитивно" - очень спорное утверждение.

Если можешь - сделай. 

Не говори - а сделай. 

Примитивно - иногда сложнее, чем сложно.

Потому что когда ты начнешь делать, то поймёшь, что это ни фига не просто.

Это только кажется просто.

Путь к нему лежит через "сложно".

Ты доходишь до точки "сложно", разбираешься, вникаешь, понимаешь это своё "сложно", и уже простыми словами объясняешь тем, кто готов слушать: смотрите, на самом деле всё не так и сложно...

Учитель математики не сможет объяснить ученикам теорему, если сам ее не понял. 

Не сможет упростить сложное, потому что это, блин, и есть талант.

Прекрасный старый фильм есть с Барбарой Стрейзанд "У зеркала два лица".

Там она, типа, некрасивая, но талантливая преподаватель литературы, и у нее отношения с красивым профессором высшей математики.

На ее лекциях всегда аншлаг, а на его - студенты сбегают с занятий.

И он спрашивает ее, мол, что я делаю не так.

И она пришла на его лекцию, послушала и говорит своё резюме: "Ты всё понимаешь, но преподаёшь так, будто это не лекция для студентов, а математическая вечеринка для тебя одного".

То есть мало любить свой предмет, мало быть экспертом, мало понимать его, мало объяснять и упрощать. Нужна какая-та тайная приправа к этому блюду, чтобы лекция превратилась в нечто невероятное.

Нужно... быть математическим Малевичем и уметь удивлять. 

И их, и себя. 

Я горжусь тем, что пишу просто.

Считаю простоту своей визиткой, и не хочу казаться умнее.

И каждый раз болезненно воспринимаю отсылку к детской литературе: мол, с такими текстами тебе только для детей писать.

Дети - не тупые. Они маленькие, но не тупые. Написать текст для детей - это взять сложную мысль - и подобрать к ней самые простые объяснения.

И ребёнок увидит лишь сами образы - лошадка, ёжик, кактус - а взрослый, который читает ему сказку, сквозь прямолинейность образов прочтет метафоричное послание автора текста. 

Поэтому писать для детей сложнее, чем для взрослых. Дорасти надо до этого. 

Я - не доросла. 

 

Черный квадрат - самая обсуждаемая и самая подделываемая картина в мире. Наверно, потому, что всем кажется: "Ну чего проще - нарисовать квадрат".

Говорят, сотрудники Третьяковки только спустя много лет заметили, что картина "Черный квадрат" висит вверх ногами...

Наверное, потому, что у квадрата в принципе нет ног. Он как бы над. Над этими всякими человеческими условностями.

С удивлением узнала, что именно Малевич изобрел термин "невесомость". 

Причем, это случилось до космической эпохи.

И оно означало не отсутсвие веса в космосе, а... ну, что-то типа: "преодолей свой вес и поднимись в воздух". 

Как аэроплан. Будь над. 

Скрин 1
Скрин 1
Скрин 2
Скрин 2

Говорю же - гений. 

Был над.

Что-то меня вон как триггернуло.

Сама в шоке)