Впереди показалось Богородское - большое село (3,5 тыс. жителей), центр Ульчского района:
А для нас - середина пути: покинув Комсомольск-на-Амуре в 7:40, сюда "Метеор" прибывает в 14:30. Голос из динамиков призывает всех пассажиров покинуть салон без вещей - теплоходу и команде нужно заправиться.
На сопках за просторным ветреным заливом блестит стальной проволокой дорога - здесь на ней даже асфальт, дай бог несколько километров. Напротив дебаркадера - гостиница "Пять звёзд", фактически представляющая собой автовокзал: этот бренд по всему Хабаровскому краю, где только есть дороги, объединяет автобусные перевозки и гостиницы со скидкой в 2-3 раза для обилеченных. До Комсомольска-на-Амуре отсюда автобусом ехать 9-12 часов - определённо дольше, чем на "Метеоре".
На холме, с которого снят кадр выше - воинский памятник:
А за ним старая корявая роща - на месте плакатов легко представить резной шамана, вслепую пляшущего среди цепких ветвей:
Дороги после дождя раскисли по щиколотку, однако у домов и тротуаров Богородского вполне опрятный вид.
Но в общем тут всё плохо - за постсоветские годы село ужалось на треть (с 5 до 3,5 тыс. жителей), а район - вдвое (с 28 до 14 тыс.). Его фактическим центром давно уже сделался маленький порт Де-Кастри со старым маяком Клостер-Камп , руинами советских батарей и новым терминалом (читай - гигантской колонкой посреди моря) для сахалинской нефти:
Ульчский район - действительно ульчский:
Но про ульчи, коренной народ Нижнего Амура, живущий рыбалкой вот уже 13 000 лет, я рассказывал отдельно (ссылка в конце поста).
Богородское основали забайкальские казаки в 1856 году на месте ульчского стойбища Тенча ("Заповортное") рода Хонджер. Вероятно, поселенцы перебрались к ним с другого места - амурских сплавов, в ходе которых русские люди заняли эти берега, в тот год не проходило. В 1872 году к казакам (к тому времени выделившимся в Амурское войско) добавились старатели Удыльского прииска, но золотая лихорадка сошла быстро, и к началу ХХ века в Богородском было всего три десятка дворов. Наконец, в 1933 году в первородной административно-территориальной чехарде Дальнего Востока Богородское стало центром Ульчского района, и видимо с тех времён ещё стоят деревянные дома на его главной улице:
Где-то в верхней части села есть Казанская церковь (1998), а здесь - тенистый парк с ещё одним мемориалом Великой Отечественной (а не Гражданской, как я сперва подумал) войны:
С одной стороны - деревянная администрация, больше похожая на Дом культуры:
С другой - деревянный Дом культуры, больше похожий на администрацию:
Весьма симпатичный памятник советского деревянного зодчества. Дойдя до него, я решил спускаться назад к пристани - и застрять тут, в 3-4 часах пути от Николаевска, ни малейшего желания не было, и в одежде для ветреной палубы гулять было откровенно жарко.
Народ с "Метеора" в основном слонялся по берегу, курил да переговаривался по мобильникам, пока позволяла сеть.
"Метеор" в это время на соседнем причале проходил бункеровку - по-сухопутному говоря, заправку, которую делал подъехавший на причал бензовоз:
А насытившись - пошёл к дебаркадеру задним ходом:
Богородское кажется серединой, но хронологически нам осталась скорее треть пути - до прибытия сюда мы 7 часов шли из Комсомольска, а от отправления до Николаевска остаётся 4 часа:
Богородское провожает пятиэтажками, школой, котельной, среди которых я безуспешно высматривал церковь:
См. также.
Амур. Чем эта река примечательна и необычна ?
"Метеор". Пассажирский транспорт низовий Амура .
Нижнетамбовское и Ягодный. Неоконченные стройки СССР .
Киселёвка . Село, доступное только с воды.
Циммермановка. И немного об экспорте леса в Китай .
Софийск. Несостоявшаяся столица Дальнего Востока .
Ульчи - коренные жители Амура, чуть не ставшего когда-то колыбелью цивилизации.