В низовьях Амура, за селом Циммермановка, показывается характерный абрис компактного массива километровых гор, который, сложись история чуть иначе, мог бы быть задним планом большого города:
Вот впереди появляется грузный мыс, с одной стороны похожий на старый чугунный утюг:
А с другой - на гигантского замшелого носорога. Обратите внимание на метку слева - вода в сентябре 2020 года стояла гораздо выше обычного, но как видите, до прошлых наводнений было ещё далеко:
За скалой обнаружилась деревенька Калиновка, по которой сама скала зовётся Калиновский мыс. Но проезжая мимо, я не сомневался, что вижу мыс Джай, который мог бы быть сейчас вместо Хабаровского утёса :
Настоящий мыс Джай оказался довольно невзрачным и едва выступающий из береговой линии - думается, я бы вовсе его не заметил, если бы перед ним не стоял дебаркадер:
К которому стягивались машины по кромке высокой воды...
...и моторные лодки:
Обратите внимание, какие разные лица у людей за рулём двух разных транспортных средств - чоткий посёлковый пацан и хмурые таёжники. Но и на тех, и на других - печать сурового края:
За мысом Джай стоит Софийское - средних размеров село (600 жителей), непроросшее зёрнышко города. Проведя во главе забайкальских казаков 4 сплава по Амуру, договорившись с китайцами о новых границах и основав на реке несколько десятков селений, будущей дальневосточной столицей Николай Муравьёв-Амурский видел не Благовещенск и не Хабаровск , а Софийск, который заложил на этом берегу в 1858 году и авансом дал ему статус окружного города.
Не очень понимаю, чем был обусловлен такой выбор, вероятно - положением на пол-пути от китайской границы до моря, но во всяком случае на этой фотографии 1870 года запечатлён расцвет Софийска. Николаевск как порт был оттеснён на второй план Владивостоком, а китайцы почему-то не спешили брать реванш, и открытость речной торговле определённо стала важнее защищённости от атак с того берега.
В таких реалиях, конечно, самым выгодным расположениям обладала стоявшая напротив стрелки Амура и Уссури деревня Хабаровка, выросшая у военного поста, и вот уже она обрела статус города, стала центром Приморской области от Хасана до Чукотки и Приамурского генерал-губернаторства от Забайкалья до Командорских островов, и только окружные (аналогичные уездным) администрация и полицейское управление продолжали сидеть в глухом Софийске, будто в ссылке за растрату средств.
Наконец, в 1896 году Софийская округа стала Хабаровской округой, и исход обрадованных чиновников практически уничтожил Софийск - в нём осталось всего 14 дворов. Забавно, если хоть несколько месяцев эти дворы ещё числились городом, статуса которого Софийск лишился в том же 1896 году.
Тем не менее, накануне своего разжалования Софийск успел внести особый вклад в развитие Приамурья: в 1894 году в устье Джайского ключа был вырыт котлован, ставший сухим доком. А на нём, из сделанных на верфи в бельгийском Самбре и привезённых по заказу "Доброфлота" американской компанией фрагментов были склёпаны первые на Амуре железные суда "Ретвизан", "Цесаревич" и "Барон Корф".
Последний стал при Советах "Коминтерном " и в 1932 году высадил у села Пермского первый десант строителей будущего Комсомольска-на-Амуре: так, пусть и на сотню лет позже, посеянное графом Амурским зёрнышко всё-таки проросло новым городом в двух сотнях километров выше по реке.
Софийское же в 1930-х годах пытались развивать как военную базу, прикрывавшую Город Юности со стороны устья Амура. В 1958 году ушли и военные, однако советского импульса хватило, чтобы Софийское удержалось на плаву. Ныне - село как село с глядящим на пристань полузаброшенным зданием дома культуры:
И башней элеватора (1934) продовольственных складов армейского резерва, как маяк провожающей вниз по Амуру:
Мимо каких-то ещё обломков былого щита страны:
За Софийском правый берег вновь начинает разглаживаться, а за узкими болотистыми косами блестит серая вода:
Если в Магаданской области одной из главных достопримечательностей служит озеро Джека Лондона, то здесь за очередной косой открывается простор озера Кизи. Хотя, конечно, автор "Над гнездом кукушки..." не при чём - название озера давнее, и восходит к языку уже не нанайцев, а ульчей, угодья которых начинались ниже мыса Джай. Узкое и длинное, состоящее по сути из трёх речных заливов, озеро Кизи тянется на 55 километров, всего 9 километров не доходя до моря. По перешейку и проходит автодорога, а значит на полсотни километров от нас нет дорог:
Зато словно видение, в небе возникают белые шары - это радиолокационная станция, оставшаяся от действовавшего в 1938-48 годах военного аэродрома (и с тех пор, конечно же, не раз модернизированная). Вскоре ближе, у берега, из-за леса показывается следующее село:
Вернее, пара почти сросшихся и почти одинаковых (по 500-600 жителей) сёл - советский Мариинский Рейд с остатками воинского памятника:
И цветастым зданием отреновированной школы:
И собственно Мариинское с третьей от Комсомольска пристанью:
Это одно из первых русских поселений Нижнего Амура - в 1853 году его основал как Мариинский пост не Николай Муравьёв-Амурский, а Геннадий Невельской. Наверное, к годовщине его основания откуда-нибудь из Хабаровска сюда привезли часовню да поставили на скале. Местным жителям толком не объяснив, что с ней делать - дальневосточник молиться привык своим двум рукам, а не богу.
Мне же остаётся лишь воображать, что чувствовали казаки Первого Амурского сплава в 1854 году, пройдя 2000 километров по чужой, малолюдной, враждебной земле и вот наконец повстречав своих с боеприпасами и провиантом.
См. также.
Амур. Чем эта река примечательна и необычна ?
"Метеор". Пассажирский транспорт низовий Амура .
Нижнетамбовское и Ягодный. Неоконченные стройки СССР .
Киселёвка . Село, доступное только с воды.
Циммермановка. И немного об экспорте леса в Китай.