Давать свободу действий начинающему любителю робототехники или ограничивать их условиями, заложенными в удобных, но закрытых для программирования, конструкторов.
В робототехнике есть, неоспоримо, два основных движения - это открытые и закрытые платформы для освоения робототехники. Кто-то их упрощенно называет Лего строение и Ардуино-конструирование. Но все меняется и на рынке все чаще стали появляться образовательные конструкторы как российских, так и мировых производителей, построенных на контроллерах Ардуино, но закрытых для изменения кодом.
Да, это конструкторы с красивым дизайном, модульным принципом построения различных конфигураций конечных решений. Они как правило не дают возможности сделать не верный шаг, будь-то не верное подключение, перепутать разъемы, поставить модуль как-то иначе, чем это предусмотрено производителем.
Увы, количество производителей, желающих повторить коммерческий успех Лего, растет в все меньше создается конструкторов для развития инженерно-конструкторских способностей детей.
Простите за резкость, но тем самым мы ограничиваем ребенка от опыта ошибок, делаем из него потребителя красивых игрушек, но не растим из него будущего инженера-конструктора. Это делает его тупым болваном, не способного думать.
Конечно же, куда проще дать ребенку инструкцию, а лучше вообще без нее.
Получается как в старом анекдоте, "как не пытайся по разному собирать - все равно получается автомат Калашникова". Так и здесь, модули проектируются так, что в другое гнездо его не подключить, шлейфы не вставишь в другой разъем. Нет необходимости объяснять причинно-следственные ситуации, - почему не работает робот, или почему дымок пошел... Можно сделать конвейер в кружковых занятиях, поручить проводить их методистам, не знакомых со спецификой электроники и робототехники, имеющих за плечами курсы преподавания по картинкам или слайдам.
Сделаю оговорку, речь идет об образовательных конструкторах, на которых идут занятия в кружках робототехники. Для домашних занятий, продаваемые наборы вполне допускаю должны иметь большее число ограничений, не дающих не верных подключений, - дома же нет учителя, а ребенок познает мир самостоятельно.
Это то, что касается механической сборки робота.
Если же говорить о программировании, то здесь все еще печальней. Программы стараются дать уже готовыми, - загрузи их и робот начнет работать. Подключи уже готовое мобильное приложение, где все уже определено, и лишь потребуется нажать кнопку соединения с роботом.
Это не правильно, ребенок должен понимать, как программируется отдельные компоненты, модули робота. Как запрограммировать управление светодиодом, как научить робота вращать моторами, сервоприводами не подставляя значение в окошечке с двумя возможными вариантами, а давать ему возможность применять универсальные программы, работающих на разных платформах, для создания разных устройств, а не в рамках одного производителя.
Конечно же, большой соблазн у производителя конструкторов дать больше функционала, за счет чего цена конструктора вырастет. Но увы, при этом ребенок не научится программировать.
С уважением к читателям и подписчикам моего канала,
Михалев СИ, руководитель конструкторского бюро и лабораторий детской робототехники