Звучит завывание полицейской сирены - «музыка Нью-Йорка», как поэтично выразился Говорухин, - и перед нами доблестная американская «police». Камера оказывается в гуще событий: кругом мерцают мигалки, множество людей в форме, есть даже один всадник - что же здесь случилось, может быть ограбление банка? Нет, оказывается, двое чернокожих парней пытались затолкать в машину проститутку, она закричала, это заметил прохожий, немедленно сообщил в полицию - и теперь здесь такое столпотворение. Говорухин восхищается действиями властей:
«Случилось совершенно незначительное для большого города происшествие… [описывает] Посмотрите, сколько их наехало! Было оцеплено несколько кварталов, и, конечно, преступников тут же поймали».
Но если бы Говорухин попридержал свой восторг и хоть немного поразмышлял над вопросом, почему же из-за столь незначительного, как он сам выразился, происшествия (очевидно нередкого) потребовалось перекрывать несколько кварталов (!) , задействовать такую кучу полицейских, то он, наверное, оценил бы данный эпизод совершенно иначе. Раз для поддержания элементарного порядка на улицах города требуются такие колоссальные усилия, то значит, полиция работает очень скверно, по сути, она просто не контролирует ситуацию в городе.
Съемочная группа знакомиться с женщиной-полицейским по имени Кэли, она демонстрирует ножи, которые успела изъять с напарником за время дежурства, среди них есть особенный экземпляр - внушительный клинок, «такие предназначены для убийства» , поясняет Кэли. Она говорит, что в Нью-Йорке все носят холодное оружие, ибо: «они боятся и должны защищать себя» .
Далее Говорухин решил затронуть материальную сторону дела. Зрителю сообщают, что семья полицейского, погибшего при исполнении, может получить хорошие деньги - до полумиллиона долларов, и Говорухина ничуть не смутила ироническая шутка одного из полицейских, что «моя смерть стоит дороже моей жизни!» . Далее происходит разговор с отрядом полицейский в неформальной обстановке. Говорухин интересуется, сколько они получают за свою службу, «да каких-то несчастных 40 тыс. долларов в год!» - с невеселым смехом, отвечают ему. Зритель в этот момент, вероятно, охал - «вот это да!», при средней годовой зарплате в 2 тыс. рублей 40 тыс. долларов казались советскому обывателю просто баснословной суммой. Вся трагикомичность картины в том, что полицейские жалуются на жизнь советским журналистам: они получают низкую зарплату, государство о них не заботиться, а население презирает - но Говорухин со съемочной группой этого просто не замечают! На вопрос, есть ли у нее жених, Кэли признается, что когда с ней знакомятся молодые люди и узнают, где она работает, то тут же ретируются, поэтому ей приходится обманывать, говорить, что она работает в Макдональдсе. Т.е. престиж американского копа, на которого предлагает равняться советским милиционерам Говорухин, ниже, чем у работника забегаловки!
По воле режиссера мы вновь возвращаемся в Союз. Вот камера снимает анекдотичного вида милиционера, охраняющего порядок на улице - съемочная группа как будто специально выискала такой «экземпляр»! Естественное дело, что этот паренек со смешно сидящей фуражкой, символизирующий собою, по произволу Говорухина, всю советскую милицию, явно теряется на фоне крепких бравых молодцев в синей форме с бронежилетами и стильными солнцезащитными очками! В руке у паренька такой символ буржуазно-демократического правопорядка, как резиновая дубинка. Говорухин каверзно интересуется, сколько ему потребуется времени, чтобы достать пистолет из кобуры. «Быстро его не вытащишь - виновато признается милиционер, - секунд 10 потратить» . И тут же нам показывают Кэли и ее напарника; вопрос, сколько им требуется времени, чтобы достать пистолет, сильно удивляет их - «да он сам выскакивает [из кобуры] , смотри!». «Ты на скорости помешан» - замечает напарник Кэли, видно Говорухин уже порядком утомил их своими странными расспросами.
Таким вот нехитрым путем Говорухин старается продемонстрировать зрителю несомненное преимущество рыночной полиции! Дело даже не в откроенном мошенничестве именитого режиссера (вся проблема милиционера была в том, что ему мешала дубинка - будь у него некий крючок на поясе, то он доставал бы оружие с той же скоростью, что и американские «коллеги», т.е. проблема высосана из пальца), нет, тут всё гораздо печальнее. Это какой же методологический вакуум надо иметь в голове, чтобы определять эффективность работы правоохранительных органов СССР и Америки (сбрасывая со счетов такой принципиальный момент, как различие классовых задач , стоящих перед буржуазной полицией и социалистической милицией), путем того, кто быстрее достанет оружие! Воистину, насколько же уродливые формы принимает невежество! Говорухин не понимает, что рыночное бытие ставит полицейского в такие условия, что секунда промедления , может стоить ему жизни , в то время как милиционер позволяет себе РОСКОШЬ доставать пистолет из кобуры аж 10 секунд! Возможно, мне возразят, что это не роскошь, а простое разгильдяйство, но я напомню, что до начала перестройки милиционеры часто ходили на дежурство без пистолета, с огурцом в кобуре, просто потому, что в этом не было никакой надобности, точно так же, как не было надобности в дубинках, бронежилетах, слезоточивых гранатах, водометах, спецназа и в прочих атрибутах буржуазной демократии.
Фрагмент статьи Р. Огиенко "Он тоже хотел как лучше, но..., или почему так слепы «поводыри» народа?"
____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию деньгами:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора